Уходил на войну сибиряк...

Во вторник 28 февраля на перроне железнодорожного вокзала «Новосибирск–Главный» состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной воинам–сибирякам, ушедшим на фронт с главного вокзала нашего города.

В этот морозный солнечный день на перрон вокзала пришли новосибицы почтить память тех, кто не вернулся с войны. Примечательно, что на церемонии открытия мемориальной доски было много молодежи, а это значит, что память о подвиге воинов–сибиряков передастся новому поколению. Пришли ветераны войны и труда, железнодорожники, воевавшие на фронтах либо выполнявшие свой долг на ответственном посту — железной дороге, осуществляя бесперебойную переброску войск, боевой техники, продовольствия. Открытие мемориального знака стало для них не только поводом вспомнить о погибших товарищах, но и дало возможность встретиться. Были объятия, душевные разговоры, воспоминания...
В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие представители ветеранских комитетов, администрации области, мэрии Новосибирска, а также руководители Западно–Сибирской железной дороги. У памятного знака, прикрытого полотнищем, в торжественном величии застыл почетный караул. Трубы военного оркестра блестели медью, отражая солнечные лучи. Как и более 60 лет назад, когда сибирские дивизии уходили на фронт, на перроне звучали мелодии военных лет. По случаю открытия мемориальной доски состоялся митинг. Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания, прогремел салют из автоматического оружия, раздались мощные гудки тепловозов. Собравшиеся возложили цветы к памятному знаку.
По словам вице–губернатора области Андрея Филичева, с открытием мемориальной доски на стене железнодорожного вокзала в Новосибирске и области начинаются мероприятия, посвященные знаменательному юбилею — 60–летию победы в Великой Сталинградской битве, коренным образом изменившей ход Второй мировой войны. Губернатором области Виктором Толоконским подписано постановление о создании областного комитета «Победа» и проведении мероприятий по достойной встрече этой знаменательной даты.
В частности, например, в рабочем поселке Пашино Калининского района Новосибирска появилась новая улица с символичным названием — Сталинградская битва.
Подвиг сибиряков будет увековечен не только в Новосибирске. В Волгограде открыт памятник в честь сибирских дивизий, мужественно сражавшихся на берегах Волги. Одна из улиц Волгограда названа Новосибирской. На ней установлена мемориальная доска, повествующая о подвиге наших земляков.
Теперь и на здании Новосибирского железнодорожного вокзала появилась мемориальная доска с надписью: «С этого вокзала сибиряки уходили на Великую Отечественную войну. 1941 — 1945 гг.» За скупыми строчками — судьбы сотен тысяч наших земляков, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили счастливо. Вечная им память.

Это нужно живым

Афанасий Андреевич КРОТОВ, участник Сталинградской битвы:

– Из Томска воинским эшелоном я прибыл со своей частью на станцию Новосибирск 21 октября 1942 года. Время стоянки поезда — два часа. Мы успели принять горячую пищу. Как сейчас помню, что военно–пищевой блок находился в здании, где сегодня находится областная госавтоинспекция. Нас обеспечили в дорогу продовольствием, времени до отбытия оставалось совсем немного. На перрон пришли родственники моего сослуживца. Они каким–то образом узнали о прибытии нашей части.
Главный кондуктор поднял руку, была отдана команда «По вагонам!» Наступил момент прощания: последние объятия и поцелуи провожающих. Мы заняли свои места. Начальник поезда дал сигнал, эшелон тронулся. Военный оркестр заиграл «Вставай, страна огромная!» и «Прощание славянки».
Не могу передать словами, какие чувства мы тогда испытывали. Это можно только ощутить на себе. Прощание было торжественным и в то же время скорбным для всех тех, кто провожал нас. Никто ведь не знал, кому из нас cуждено вернуться с войны...

Юлия Васильевна КЛЕПИКОВА, председатель совета ветеранов 235–й Сибирской стрелковой дивизии:

— Более 60 лет тому назад, 2 февраля 1942 года, наша дивизия отправлялась с этого вокзала на фронт. Мы уже знали и о победах сибиряков под Москвой, и о том, что идут бои под Сталинградом. Но куда нас везут — мы знать не могли. Мы оказались в Ленинградской области для того, чтобы ликвидировать Демьянский котел, который немцы хорошо укрепили и 17 месяцев успешно обороняли. Только 23 февраля 1943 года Демьянский котел был прорван и ликвидирован. Мы увидели там страшнейшие лагеря — огромные ямы, в которых находились наши военнопленные. Потери нашей дивизии были огромны. После прорыва нас сразу направили на пополнение. Затем наша дивизия отличилась при освобождении города Орла, в боях под Витебском и Кенингсбергом. За взятие Кенигсберга 16 воинов дивизии получили звание Героя Советского Союза. Каждые пять лет мы встречаемся с однополчанами и всегда вспоминаем, как 2 февраля 1942 года мы грузились в эшелоны и отправлялись на фронт с этого вокзала... Мы специально провели подсчет ветеранов, которые были в составе дивизии с первых дней ее основания. Таких у нас осталось всего 49 человек...

Иван Яковлевич ГОНЧАРОВ, участник Сталинградской битвы, заслуженный юрист РФ:

— Для нас, участников Великой Отечественной войны, перрон новосибирского вокзала — место святое. Отсюда около 200–300 тысяч только наших новосибирцев ушли на войну. Конечно, многие из них не вернулись домой. Они вошли в героическую страницу истории Великой Отечественной войны.
На этом перроне пролито море слез матерей, сестер и дочерей, которые провожали на фронт своих сыновей, отцов, братьев. Для них наш вокзал по–прежнему святое место. Они придут сюда и вспомнят, как более 60 лет назад провожали своих родных на войну. Особенно это важно для тех, кто не дождался с фронта близкого человека. 60 лет назад вокзал был местом прощания, а сегодня — это место памяти.

Этот день мы приближали как могли

Вероломное нападение фашисткой Германии вызвало у трудящихся области острое чувство негодования и жгучую ненависть к врагу.

22 июня 1941 года до победного дня в военкоматы Новосибирска поступило более 35 тысяч заявлений от желающих идти на фронт добровольцами.
За годы войны в восточные районы страны было перебазировано около 2600 промышленных предприятий. Только в первые месяцы войны в Новосибирск было эвакуировано более 50 предприятий. Станция Новосибирск–Главный стала важнейшим стратегическим узлом, через который непрерывно проходили эшелоны на запад. За годы войны новосибирцы отправили на фронт 125 млн снарядов, 16 тыс. самолетов. Предприятия легкой промышленности дали армии около 4 млн комплектов летнего и зимнего обмундирования. Труженики села сдали государству 97 млн пудов хлеба, 10 млн пудов мяса, рыбы и других сельхозпродуктов.
Стойкость и героизм проявили железнодорожники. Сама жизнь выдвинула лозунг: «Пост железнодорожника — военный пост!» Между Новосибирском и фронтом постоянно курсировало восемьдесят санитарных поездов.
Машинист новосибирского депо Николай Лунин со своей паровозной бригадой выступил инициатором движения по ремонту локомотивов силами самой бригады и сокращению их простоев в депо. Новосибирские машинисты и железнодорожники первыми в стране стали обслуживать локомотивы собственными силами. Они освоили вождение сдвоенных тяжеловозных железнодорожных эшелонов до Москвы и прифронтовых железных дорог. За годы войны машинист Лунин провез 585 тыс. тонн оборонных и народно–хозяйственных грузов. Он был удостоен званий Лауреата государственной премии и Героя Cоциалистического труда.
Ратные и трудовые деяния наших земляков вошли золотой строкой в историю Великой Отечественной войны, стали ярким примером беспредельной преданности Родине, образцом мужества и стойкости. Около 180 тысяч человек — жителей Новосибирска и области — отдали свою жизнь за независимость нашей Родины.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.