Передовой опыт Западно–Сибирской магистрали необходим стране

В конце минувшей недели с 18 по 20 сентября на Западно–Сибирской железной дороге состоялась XV ассамблея начальников железных дорог России.

Стоит отметить, что столь представительный форум в составе руководителей Министерства путей сообщения РФ, начальников дорог, а также руководителей субъектов федерации Западно–Сибирского региона собрался на сибирской земле впервые. Первая ассамблея состоялась в 1992 году, предыдущая — четырнадцатая — прошла на Октябрьской магистрали в Санкт–Петербурге в июне этого года, а теперь и Западно–Сибирская дорога принимала высоких гостей.

В работе ассамблеи приняли участие министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев, заместители министра путей сообщения Анна Белова и Владимир Пустовой, член коллегии МПС, начальник Западно–Сибирской железной дороги Александр Целько, губернаторы Омской и Кемеровской областей — Леонид Полежаев и Аман Тулеев, а также представители крупных угольных компаний Кузбасса.
На ассамблею по традиции прибыли руководители семнадцати железных дорог России, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли, ознакомиться с опытом работы Западно–Сибирской железной дороги — хозяина встречи. В ходе встречи ее участники обсуждали животрепещущие вопросы реформирования железнодорожного транспорта. Программа ассамблеи предусматривала обсуждение следующих тем: «Разделение локомотивного хозяйства на эксплуатационные и ремонтные депо», «Организация текущего содержания бесстыкового пути», «Освоение растущих объемов перевозок кузнецкого угля на основе развития инфрастуктуры железнодорожного транспорта Кузбасса и внедрения новых технологий в вагонном хозяйстве», «Снижение убыточности пригородных пассажирских перевозок путем создания совместных с субъектами РФ компаний на основе опыта работы ОАО «Экспресс–пригород» на Новосибирском отделении дороги», «Завершение периода подготовки создания ОАО «Российские железные дороги» и проблемы второго этапа реформирования железнодорожного транспорта».
В первый день участники форума работали в Новосибирске. Программа пребывания включала посещение предприятий Инского узла, осмотр музея железнодорожной техники под открытым небом на станции Сеятель. Кроме того, начальники железных дорог ознакомились с работой достаточно молодого подразделения Западно–Сибирской железной дороги — ОАО «Экспресс–пригород», успешно развивающим пригородные пассажирские перевозки.
Во второй день ассамблеи руководители железнодорожной отрасли работали на Кузбасском отделении дороги. Участники форума обсуждали перспективы развития угольной промышленности Кузбасса и пути совершенствования работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта.
Программа третьего дня ассамблеи включала осмотр предприятий Омского отделения дороги. Участники форума побывали на станции Входная, где 5 сентября этого года состоялся пуск уникального терминала, не имеющего аналогов в мире, по подготовке вагонов под погрузку. Терминал представляет собой крытый ангар длиной 1050 метров для одновременного обслуживания двух составов по 72 вагона в каждом. В ангаре уложено 1,5 тысячи бетонных плит твердого покрытия. Конструкторско–изобретательской группой отделения дороги разработано и на базе дорожных механических мастерских изготовлено шесть вагоноремонтных машин «Кузбасс», осуществляющих весь комплекс работ по правке кузовов полувагонов, сварочным работам, по смене пружин, колесных пар. На подходах к станции Входная и между парками установлен комплекс диагностического оборудования, позволяющий обнаруживать отступления от норм по кузовам, колесным парам, автосцепкам до прибытия на станцию и после технологических операций. Возможности терминала позволяют производить ремонт состава из 71 полувагона в рекордно короткие сроки — за 2,5 часа!
Затем состоялось посещение ремонтного локомотивного депо Московка, локомотивного депо Омск — базового предприятия по эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад. Рабочая программа в Омске также включала осмотр Центра управления местной работой (ЦУМР). В Омске XV ассамблея начальников железных дорог России завершила свою работу. Встреча руководителей железнодорожной отрасли оказалась весьма насыщенной и интересной. Безусловно, передовой опыт, накопленный на Западно–Сибирской магистрали, окажется востребованным для последующего развития и реформирования железнодорожного транспорта.
Западно–Сибирская магистраль — лидер железнодорожной отрасли
Место проведения очередного представительного форума — XV ассамблеи начальников железных дорог России — выбрано не случайно. Одна из крупнейших железных дорог РФ — Западно–Сибирская магистраль, возглавляемая Александром Целько, не раз становилась лучшей на сети железных дорог.
По итогам работы за второй квартал текущего года западно–сибирские железнодорожники вновь стали лидерами. Министерство путей сообщения РФ, президиум Центрального комитета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей признали Западно–Сибирскую железную дорогу победителем в отраслевом соревновании среди 17 железных дорог России. А два отделения магистрали — Новосибирское и Кузбасское — также признаны лучшими отделениями на сети железных дорог.
Стоит отметить, что этот год для Западно–Сибирской железной дороги оказался весьма успешным, причем успешным по многим направлениям: по производственным показателям, по внедрению новейших технологий, строительству и вводу социальных объектов, социальной поддержке своих работников и ветеранов, по намечаемым на ближайшее время задачам и планам.
В текущем году на Западно–Сибирской отмечается существенный прирост объемов перевозки грузов, увеличиваются и пассажирские перевозки. Сегодня каждая пятая тонна груза в России грузится и перевозится Западно–Сибирской железной дорогой. 10 апреля войдет в историю ЗСЖД как один из самых выдающихся дней. За сутки на дороге было погружено и отправлено потребителям 715 тысяч тонн, или 11265 вагонов, различных грузов в том числе 7591 вагон с каменным углем. Столь высокого результата не было на дороге со времен самых высоких показателей конца 80–х годов прошлого века. Это прекрасное свидетельство того, что дорога работает устойчиво и имеет хорошую динамику подъема. В этом году нашим железнодорожникам по производительности труда удалось перешагнуть рекорд 1988 года, который был установлен в Советском Союзе, причем сразу на 11%. По подсчетам экономистов ЗСЖД, к концу года по производительности труда дорога прирастет более чем на 20%. Это говорит о том, что коллектив железной дороги стремится к повышению доходности не за счет роста тарифов, а за счет оптимизации производства и снижения внутренних издержек. Так, за первое полугодие текущего года при уровне инфляции в 14% себестоимость перевозок на Западно–Сибирской возросла всего на 7%. Этот показатель говорит о здоровой экономической ситуации на предприятии, о грамотной финансовой политике, о прочном фундаменте, на котором железнодорожники строят свою работу.
По словам начальника ЗСЖД Александра Целько, такие прекрасные производственные показатели имеют свои корни, которые уходят в прошлый год. 28–29 августа 2002 года в Междуреченске состоялось выездное заседание президиума Госсовета РФ по угольным проблемам, его вел президент России Владимир Путин. На заседании Госсовета было четко определено, что угольная отрасль будет всегда находиться в центре внимания правительства. Приоритетной задачей, стоящей перед коллективом Западно–Сибирской железной дороги, стало увеличение пропускной способности магистрали в связи с ростом объемов добычи угля в Кузбассе. Решить эту задачу без развития инфраструктуры дороги и оптимизации перевозочного процесса невозможно. Тогда министр путей сообщения Геннадий Фадеев дал слово президенту, что сибирские железнодорожники выполнят возложенные на них обязательства по увеличению пропускной способности магистрали в Кузбассе.
Не прошло и года, как 29 июля в Кузбассе с участием председателя Совета Федерации Сергея Миронова и министра путей сообщения Геннадия Фадеева были введены в эксплуатацию второй главный электрифицированный путь на перегоне Ускат — Терентьевская, а также модернизированная погрузочная станция Ускатская с новыми приемоотправочными путями. Таким образом железнодорожникам совместно с угольщиками удалось «расшить» Ерунаковский узел в транспортном обеспечении, и сегодня железнодорожники способны вывозить с Ерунаковского месторождения 25 млн тонн угля в год, обеспечив себя дополнительным объемом перевозок.

Секрет успеха — сотрудничество железнодорожников и горняков

В минувшую пятницу, 19 сентября, участники ХV ассамблеи — начальники железных дорог России — побывали в Кузбассе, где ознакомились с развитием основной отрасли промышленности региона, угольной, и с конструктивным решением вопросов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающего перевозку возрастающих объемов добычи топлива.
На совещании у губернатора Кемеровской области Амана Тулеева с участием высоких гостей, а также руководителей крупнейших промышленных предприятий региона, были обсуждены перспективы развития угольной отрасли в регионе и пути совершенствования работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта.
Губернатор, говоря в своем выступлении о стабилизации социально–экономической обстановки в области, особо подчеркнул значительную роль в этом процессе железнодорожного транспорта. Аман Гумирович выразил благодарность министру путей сообщения Геннадию Фадееву и начальнику Западно–Сибирской дороги Александру Целько за помощь и поддержку Кузбасса.
Как отметил губернатор Тулеев, за последние пять лет горняки Кузбасса увеличили объем добычи угля с 94 млн тонн в 1997 году до 132 млн тонн в 2002–м. В 2005 году объемы добычи должны достигнуть 150 млн тонн в год, а к 2010 году — 170 млн тонн.
Естественно, с увеличением добычи угля возрастает и потребность в его перевозке, что, в свою очередь, требует развития пропускных способностей и совершенствования технологии работы железнодорожного транспорта. И здесь, подчеркнул Аман Тулеев, «частный капитал и бюджетные средства объединены для решения задач государственного масштаба». Это положение нашло отражение в «Программе развития и совершенствования технологии магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002 — 2005 годов». Общий объем инвестиции для реализации программы составят 5,2 млрд рублей, четыре из которых обязалось выделить Министерство путей сообщения, а 1,2 млрд — угольные предприятия.
По словам начальника Западно–Сибирской дороги Александра Целько, практическая реализация разработанной после заседания президиума Госсовета в Междуреченске программы наглядно демонстрирует, что совместно железнодорожникам и горнякам можно решать сложные, требующие больших капитальных вложений, задачи. Менее чем за год действия программы сделано немало. В частности, в прошлом году было закончено строительство углесборочной станции Уба и железнодорожного выхода с Уропско–Караканского угольного месторождения на станцию Мереть через путепроводную развязку.
Кроме того, получила дальнейшее развитие транспортная инфраструктура наиболее перспективного угольного района Кузбасса — Соколовско–Ерунаковского, где к 2005 году планируется добывать до 40 млн тонн «черного золота». В рамка программы осуществлен ввод в эксплуатацию крупнейшего механизированного пункта подготовки вагонов на станции Входная Омского отделения дороги, что позволит ускорить пропуск порожних составов в Кузбасс.
В конечном итоге реализация намеченных в Междуреченске на президиуме Госовета задач позволит обеспечить в полном объеме погрузку и доставку потребителям главного кузбасского богатства — каменного угля. Уже сегодня объем погрузки на Кузбасском отделении дороги увеличился по сравнению с 2000 годом на 19%. Поэтому не случайно на совещании у губернатора Кемеровской области звучали слова благодарности в адрес железнодорожников. Не случайны и награды, врученные губернатором.
Аман Тулеев вручил начальнику Западно–Сибирской железной дороги Александру Целько золотой нагрудный знак «Шахтерская Слава». А начальникам дорог — юбилейные медали «60 лет Кемеровской области»: ведь практически все дороги России перевозят кузбасский уголь.
После совещания у губернатора участники ассамблеи осмотрели с вертолетов, а затем проехали на мотрисе, железнодорожные перегоны Ускат — Терентьевская — Красулино — Ускатская. Именно здесь менее чем за год был осуществлен большой комплекс работ по развитию пропускных способностей железнодорожного транспорта, обеспечивающего вывоз угля из Соколовско–Ерунаковского района.
Угольщиками при содействии железнодорожников был построен и электрифицирован 6,5–километровый соединительный путь между станцией Красулино и углесборочной станцией Ускатская, на которой осуществлено удлинение четырех существующих путей и строительство трех дополнительных, а также нового поста электрической централизации. Для усиления пропускных способностей магистрального участка Ускат — Ерунаково Кузбасским отделением дороги был построен и электрифицирован второй путь на перегоне Ускат — Терентьевская протяженностью 14 километров, а затем от Терентьевской до Красулино проложен путь протяженностью 6,3 километра. Помимо этого получили дальнейшее развитие магистральные станции Красулино, Ерунаково, Терентьевская, Ускат. В Красулино, в частности, был построен и электрифицирован дополнительный приемоотправочный путь протяженностью 1050 метров, а в Ерунаково переложены на железобетонные шпалы четыре пути общей протяженностью три километра и уложено 11 новых стрелочных переводов, а также отремонтированы станционные здания.
Ввод в эксплуатацию станции Ускатская, перегона Ускатская — Красулино и вторых путей на перегонах Ускат — Терентьевская и Терентьевская — Красулино позволил значительно повысить пропускную способность участка. При этом кардинально изменилась технология работы по обслуживанию Соколовско–Ерунаковского угольного района. Перераспределение вагонопотоков дает возможность увеличить объемы погрузки по станции Ерунаково почти вдвое — до 1200 вагонов в сутки!
Продемонстрированное кузбассовцами на ассамблее развитие железнодорожной инфраструктуры получило положительную оценку начальников дорог России. А чтобы руководители железных дорог страны имели более полное представление о кузнецкой земле, участников ассамблеи ознакомили на смотровых площадках разреза Талдинский с циклично–поточной технологией и работой десятикубового шагающего экскаватора по вскрытию угольного пласта.

Передовые технологии — в развитие магистрали

В ходе ассамблеи западно–сибирские железнодорожники знакомили своих коллег с новыми технологиями. Текущий год стал на Западно–Сибирской магистрали годом реализации «прорывных» технологий. Эти прогрессивные технологии рождены на Западно–Сибирской железной дороге благодаря опыту и профессионализму ее тружеников. Так, в зиму 2002–2003 годов впервые за всю историю железнодорожного транспорта на большом перегоне Среднесибирского хода была применена технология зимнего капитального ремонта пути. Проведение ремонтно–строительных работ в зимний период позволило значительно повысить пропускную способность, увеличить скорость движения поездов, поднять уровень безопасности движения. Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что железнодорожники перед Новым годом в 30–градусный мороз откроют новые пути! Такая работа — настоящий трудовой подвиг, и совершили его сибирские железнодорожные строители.
На дороге активно внедряются новые технологии, накапливается научный и практический опыт, достойный для внедрения на всей сети дорог. 10 сентября на Западно–Сибирской железной дороге была принята в промышленную эксплуатацию система управления пассажирскими перевозками «Экспресс–3». В настоящее время во всех 319 билетных кассах дороги установлены новые терминалы, настроенные в режиме «Экспресс–3». Для новой системы в дорожном информационно–вычислительном центре построен и оснащен современным оборудованием отдельный машинный зал. Новая система позволяет приобретать билеты на транзитные поезда с указанием места, увеличить период резервирования билетов до 63 суток.
День 30 апреля текущего года был необычным в истории Западно–Сибирской магистрали. Под звуки духового оркестра с перронов вокзалов Новосибирска, Омска и Томска в одно время отправились в первый путь электропоезда повышенной комфортности. Открытие новых маршрутов явилось очередным этапом реализации программы сближения городов Сибирского региона. Такое стало возможным благодаря сотрудничеству МПС, ЗСЖД и администраций сибирских областей. Последний этап сближения городов Сибирского региона состоялся 5 августа. Новый высокоскоростной поезд повышенной комфортности связал Барнаул с Новосибирском. Теперь до Барнаула можно доехать всего за 3 часа 50 минут в прекрасных условиях в вагонах первого и второго классов.
Введение в эксплуатацию ускоренных электропоездов позволило сделать межобластные перевозки железнодорожным транспортом более привлекательными для пассажиров: при равных затратах времени в пути стоимость проезда ниже, чем на автомобильном транспорте, а уровень комфорта и безопасности несравненно выше.
Новаторский подход к работе коллектива ЗСЖД был по достоинству оценен руководством Министерства путей сообщения. На состоявшейся XV ассамблее начальников железных дорог России наши железнодорожники с успехом продемонстрировали свои достижения и собственные уникальные технологии. Так что передовой опыт, накопленный сибирскими железнодорожниками, будет работать на всю страну.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.