У бюджета социальное лицо

На минувшей неделе в областном Совете состоялось первое обсуждение проекта бюджета и плана социально–экономического развития области на 2004 год.

На рабочем совещании с участием губернатора области Виктора Толоконского и его заместителей присутствовали депутаты Новосибирска, председатели территориальных Советов, специалисты контрольно–счетной палаты, финансово–экономических управлений, представители общественности. Столь широкий круг участников совещания свидетельствует о желании областной администрации сделать главный финансовый документ прозрачным для населения области и максимально учесть общественное мнение при его обсуждении.
Открывая совещание, председатель облсовета Виктор Леонов подчеркнул, что вынесенные на обсуждение документы — плод многодневной совместной работы администрации области и комитетов облсовета. Он высказал и свою оценку проекта бюджета: «Предварительный анализ проекта бюджета на будущий год показывает, что бюджет сбалансированный, несет в себе значительный заряд в экономике, социальной сфере области и составлен в полном объеме, как того требует закон».
Губернатор Виктор Толоконский назвал бюджет вполне реальным, уточнив, что повышенные расходы области потребуются в начале года: «Нам важно активизировать экономику так, чтобы иметь запас прочности на начало года, когда возрастут расходы на выплату заработной платы».

Бюджет–2004 — бюджет развития

Оптимистические оценки проекта бюджета прозвучали в докладе первого вице–губернатора области Виктора Косоурова. «Бюджет области, — отметил Виктор Семенович, — разрабатывался одновременно с планом социально–экономического развития, основные его параметры обусловлены динамикой развития основных отраслей народного хозяйства».
Выделил он и главные особенности проекта бюджета на будущий год. Со слов Косоурова, новый бюджет будет еще более социально ориентированным, «зарплатным» по сравнению с нынешним. В нем заложена активная финансовая поддержка науки, производственного сектора экономики, поэтому его с полным основанием можно считать также бюджетом развития.
При представлении бюджета было отмечено, что экономика области показывает динамику устойчивого роста, опережая рост экономики страны в целом. За последние четыре года в области значительно выросли основные экономические показатели, а некоторые из них на 25 — 28% превысили общероссийские позиции. Однако на этом оптимистичном фоне многие проблемы остаются нерешенными: растет социальная дифференциация, стареют производственные фонды и системы жизнеобеспечения, в достаточно сложном финансовом положении находится агропромышленный комплекс. Поэтому приоритетами бюджета станут: устойчивый рост денежных доходов населения, обеспечение развития промышленности, выравнивание уровня жизни, создание условий для роста инвестиций, повышение занятости.
Как подчеркнул Виктор Косоуров, к увеличению социальных расходов вынуждает объективная ситуация, которая складывается с федеральным бюджетом: «Он становится все больше военно–полевым, и все более значительная часть федеральных ресурсов направляется на обеспечение безопасности и правопорядка. В этих условиях все большая доля социальных расходов ложится на региональные бюджеты». Поэтому бюджет 2004 года с точки зрения его формирования будет напряженным, предполагающим поиск всех возможных доходных источников и финансовых резервов.

Параметры сбалансированы

Основные параметры бюджета 2004 года, по заявлению Виктора Косоурова, позволят реализовать намеченную программу развития области, осуществить социальные и экономические планы. Объем консолидированного бюджета области в будущем году увеличивается на 24% по сравнению с текущим и составит около 32 млрд рублей, из которых более 19,7 млрд придется на долю собственно областного бюджета.
Бюджет следующего года будет сбалансированным — его доходная и расходная части будут примерно одинаковыми. Так, планируется, что доходы и расходы области в 2004 году по сравнению с нынешним вырастут на 22% и составят 19,7 млрд рублей, что в 5,6 раза превысит аналогичный показатель 1999 года.
В структуре доходов областного бюджета традиционно основную долю занимают налоговые доходы — 66,3% — и безвозмездные перечисления (дотации, субвенции, субсидии из федерального бюджета). Особенностью планируемых налоговых доходов является их рост. Например, общий прирост налоговых доходов составит 28%, а обеспечиваться он будет за счет увеличения поступлений от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес, налога на имущество, акцизов по подакцизным товарам, налогов на совокупный доход. Всего за счет налоговых и неналоговых поступлений планируется получить 13,54 млрд рублей, что на 2,4 млрд больше плана 2003 года.
Основным показателем развития социально–экономической жизни области является величина валового регионального продукта (ВРП). Согласно проекту главного финансового документа в следующем году размер ВРП в нашей области вырастет на 7,8%, а основой для его увеличения станут промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и строительство.
Особое внимание в рамках бюджета следующего года будет уделяться развитию фундаментальной науки и внедрению наукоемких технологий в производство. Так, расходы областного бюджета на культуру в 2004 году по сравнению с 2000 годом увеличатся в четыре раза, на образование — более чем в три раза, на социальную поддержку населения — в 4,5 раза, на здравоохранение и спорт — в три раза.
Главной особенностью нового бюджета станет его социальная ориентированность. Помимо запланированного повышения (на 30%) зарплаты работникам бюджетной сферы, значительные средства будут направлены на реализацию областного Закона о ветеранах, увеличение объемов капитальных вложений в жилищно–коммунальную сферу, а также на развитие системы социальной защиты населения и здравоохранение. Приметой нового бюджета является и то, что в нем почти в три раза увеличиваются расходы на реализацию молодежной политики.
В соответствии с планом социально–экономического развития нашего региона в следующем году также продолжится рост объемов жилищного строительства — за счет всех источников финансирования планируется ввести 520 тыс. кв. метров жилья. В 2004 году будет сдан в эксплуатацию жилой дом в Маслянинском районе, три новых дома для ветеранов, начнется строительство пяти новых жилых домов для малообеспеченных семей, еще пяти домов для престарелых. Населением за свой счет и с помощью кредитов будет построено 170 тыс. кв. метров жилплощади — треть от общих объемов вводимого жилья. В области будет продолжена реализация программы кредитования строительства жилья через областной Фонд жилищного строительства. Соответствующая строка в проекте бюджета предусмотрена. Если в прошлом году она вызывала большие споры, то в нынешнем разногласия прекратились, поскольку директор Фонда — депутат Сергей Кибирев — вывел область по выдаче займов населению на первое место в России. Фонд приступил к строительству двух микрорайонов. Всего за этот год Фонд выделил 1,5 тысячи социальных кредитов и свыше ста коммерческих на сумму более 30 млн рублей.
В 2004 году в районах области будут введены в эксплуатацию четыре новых общеобразовательных заведения, десять пристроек к школам и одна пристройка к детскому саду, начнется строительство еще семи школ. Будут готовы четыре новых больницы, пристройки к больнице и поликлинике. Планируется открыть четыре современных спортивных комплекса.
В следующем году увеличатся как номинальные, так и реальные доходы населения, рост которых составит 111,4% по отношению к нынешнему году. Среднедушевые денежные доходы превысят величину прожиточного минимума в 1,9 раза. Продолжится рост заработной платы.
В проекте бюджета большое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата, поддержке промышленности и сельского хозяйства, развитию системы жилищного строительства. Социально–экономическое развитие будет характеризоваться расширением потребления, изменением структуры инвестиций, ориентированных на внутренний рынок, повышением производительности труда. Прирост объемов промышленного производства к уровню 2003 года составит 6,4%. Более высокими темпами будет развиваться топливная промышленность — запланирован рост в 1,3 раза. Добыча нефти за счет развития Верх–Таркского месторождения в 2004 году достигнет 550 тысяч тонн.
Производство сельскохозяйственной продукции в следующем году планируется выше уровня текущего года на 5%. Сбор зерновых культур будет соответствовать уровню, достигнутому за последние годы, а производство животноводческой продукции возрастет на 2,6%.
Активизации инвестиционной деятельности в 2004 году будет способствовать постепенное снижение инфляционной составляющей, а также наращивание объемов собственных средств предприятий. Общий объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2004 году по отношению к уровню 2003 года на 9%.
Отметил Виктор Косоуров и такую черту областного бюджета, как устойчивость финансирования производства. Расходы, выделяемые промышленным предприятиям на пополнение оборотных средств, составляют 1,1 млрд рублей вместо 886 млн в нынешнем году. Возрастет финансирование программы по развитию сельской и городской телефонной связи. По лизинговой схеме в районы области будет поставлено 85 автобусов — в два с лишним раза больше, чем в этом году. На 29% увеличатся расходы на нужды сельского хозяйства. Этот сектор экономики получит из бюджета 607 млн рублей. Кроме этого будет выделен 1 млрд рублей на возвратной основе.
В ходе представления бюджета приятные новости были и для муниципальных образований области. В обеспечение их расходных полномочий в 2004 году будет передано 50% подоходного налога, размер финансовой помощи возрастет с 2,7 млрд рублей до 3,4 млрд (на 26%). Этим самым сделан твердый шаг к тому, чтобы бюджеты муниципальных образований в будущем году стали бездефицитными.

На суд депутатов и общественности

Представленный вице–губернатором на обсуждение проект бюджета не вызвал острых споров. Тем не менее прозвучало немало вопросов по конкретным статьям документа, суть которых сводилась к более рациональному использованию бюджетных средств, перераспределению их на более важные, с точки зрения депутатов, нужды. Депутат Владимир Кузнецов, в частности, интересовался реальностью осуществления доплат инвалидам войны в Афганистане. Депутат Анатолий Кондратов предложил вернуться к прежнему правилу, когда средства, взимаемые с предприятий за загрязнение природной среды, шли на ее охрану. Депутат Вадим Агеенко поднял вопрос о вкладе областного бюджета в продолжение строительства метрополитена в Новосибирске. Отвечая на этот вопрос, губернатор Виктор Толоконский сказал, что есть необходимость увеличить на 100 млн рублей объем средств на капитальное строительство, и это будут метрополитеновские деньги. Кроме того, 50 млн рублей предстоит определить на ремонт театра оперы и балета.
Прозвучали и другие предложения. Прокомментировав их, председатель областного Совета Виктор Леонов попросил сосредоточить предложения к заседаниям комитетов, где продолжатся обсуждение и анализ проекта бюджета для подготовки его на ноябрьскую сессию облсовета. Как отмечает пресс– центр облсовета, до конца текущего года бюджетное послание будет рассматриваться депутатами в трех чтениях. В ходе работы будут внесены поправки, после чего состоится утверждение окончательного варианта главного финансового документа 2004 года.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.