В горящую избу с голыми руками не войдешь

Нередко можно услышать упрек в адрес пожарных: случись беда — приезжают поздно, когда пламенем охвачено все здание и спасать уже некого. А на месте укрощенного огня остаются лишь обугленные головешки. Чтобы понять, почему так происходит, нужно знать, в каких условиях сегодня работают огнеборцы.

По нормативным расчетам Новосибирск должен иметь 34 пожарные части штатной численностью 2260 человек. Чтобы город спал спокойно, круглосуточно на боевом дежурстве должны находиться 57 отделений.

А что имеем?

Сегодня в Новосибирске действуют 14 пожарных частей штатной численностью в 802 человека, то есть город обеспечен силами пожарной службы на 41%. На дежурство ежесуточно заступают максимум 21 — 25 отделений. Они надежно прикрывают центральную часть города, но такие отдаленные районы, как Затулинка, Юго–Западный, Восточный жилмассивы многие годы остаются без должного прикрытия.
Сегодня город активно застраивается жильем, осваиваются новые площадки: улица Выборная, Ключ–Камышенское плато, микрорайон «Береговой». По признанию начальника УГПС области Владимира Кочеткова, эти районы находятся вне зоны обслуживания пожарных расчетов. Город застраивается, его территория увеличивается, нагрузка на пожарных растет, а силы пожарной охраны остаются прежними. Так, в минувшем году пожарные совершили 14 тысяч выездов, за девять месяцев текущего года — 11 тысяч. Количество пожаров не снижается, ежегодно в городе случается чуть более трех тысяч пожаров.

Почему сегодня так часто гибнут люди?

Ответ прост: пожарные не успевают вовремя прибыть на пожар, не хватает сил. Причем время прибытия с каждым годом только возрастает. Сегодня средний показатель времени прибытия составляет около десяти минут по городу — более чем достаточно, чтобы из искры возгорелось пламя. В отдаленные районы приезжают и того позже: на Восточный жилмассив пожарные добираются за 11,5 минуты, на Юго–Западный — за 12,5, на улицу Выборную — за 13,7 минуты.
Отсутствие развитых транспортных подходов и развязок, перегруженность улиц транспортом, плохое состояние дорог и пожарной техники — эти факторы объясняют, почему пожарные долго едут на вызов. За последние пять лет УГПС получило всего четыре машины. В советские времена в городе ежесуточно на дежурстве стоял 41 автомобиль, сегодня — 25 — 27 машин. Пожарная техника эксплуатируется в крайне тяжелых условиях и постоянно выходит из строя.
Пожарные все меньше ждут помощи от населения. Как отметил Владимир Кочетков, несмотря на то что многие новосибирцы имеют сотовые телефоны, сообщения о пожаре поступают в центральную диспетчерскую с большим опозданием. Из года в год падает активность сообщений. Возможно, люди стали более черствыми и не считают своим долгом сообщать о пожаре по телефону 01. В итоге пожарные приезжают «на факела», когда уже все горит.
По словам Владимира Кочеткова, в настоящее время город не может расти вширь, пока отдаленные и спальные районы не будут обеспечены противопожарным прикрытием. Мэрией города зарезервировано 17 новых площадок под пожарные депо, но их никто не строит.
Не может сегодня город расти и вверх. Проблема в той же технической необеспеченности пожарной службы — нет подъемников для спасения людей из высотных зданий. Эту тему пожарные «пробивают» с начала 70–х годов прошлого века, а воз и ныне там. Вернее, одну высотную лестницу худо–бедно приобрели для Центрального района. Таким образом, центр Новосибирска сегодня прикрыт. Но пожарным необходимо иметь как минимум еще пару таких лестниц — для Ленинского и Советского районов. Там уже сегодня строятся высотные дома. Огнеборцы пытаются долевым способом собрать деньги с застройщиков, «насилуя заказчика, выкручивая руки: иначе не подписываем разрешение на строительство высотного дома», признает Владимир Кочетков. Таким способом за год собрали один миллион рублей, а подъемник стоит 7,5 миллиона. Есть надежда, что в областном бюджете следующего года будут предусмотрены средства в размере семи миллионов рублей на приобретение высотной лестницы для города. Если депутаты утвердят финансирование этой статьи, то уже в следующем году в левобережной части Новосибирска можно будет разворачивать активное строительство высотных зданий в 22 этажа.
Не менее болезненный для Новосибирска вопрос — строительство подземных многоуровневых парковок и торговых центров. Нормативные документы Госстроя сегодня позволяют строителям возводить любые подземные сооружения в разных уровнях. Однако СНиПы предусматривают единственное и пока непреодолимое для нашего города ограничение — строительство возможно с учетом технической оснащенности пожарной охраны. Если пожарные сегодня способны тушить пожары на уровне пятого или десятого этажа под землей, то можно строить. Однако техническое оснащение новосибирских пожарных таково, что ниже второго уровня им спускаться нельзя — приборы защиты дыхания, которые сегодня есть на вооружении в УГПС, рассчитаны на 45 минут работы.
— Мы бьем тревогу с момента открытия нашего метро, — с горечью говорит о наболевшем Владимир Кочетков. — Сегодня тушить пожары в метро некому. Я заявляю, что пожарная охрана сегодня неспособна тушить подземное пространство зданий глубже двух этажей. Не потому что плохие ребята — я их сам не пошлю: техническое оснащение не позволяет это сделать. Я не против строительства (подземных объектов. — Ред.) и в пять этажей, но пожарного необходимо оснастить соответствующим прибором защиты дыхания, позволяющим ему тушить пожар и остаться живым.
Возможно, уже в ближайшее время мэрии Новосибирска предстоит заняться проблемами наших пожарных. И чем скорее власти подключатся — тем лучше, поскольку от их решения зависят обеспечение безопасности новосибирцев и перспективы развития города.



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.