Мы победимы, или холостые выстрелы «Экстремума»

С 6 по 12 октября в Новосибирске прошел третий кинофестиваль «Экстремум». В кинотеатрах им. Маяковского, «Планета Кино», «Аврора», в ДК «Строитель» бесплатно демонстрировались документальные и художественные фильмы. Администрация Новосибирской области, областное отделение Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, кинокомпания «АртСайн Синема Дистрибьюшн» заявили его как мероприятие с «целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании, привлечения внимания общественности и развития инициативы различных организаций и граждан в борьбе с наркоманией».

Слава Богу, что подобные вещи не заявляются как средство борьбы с наркоманией. Ибо иначе как поголовным расстрелом ее не победить. Организаторы события прекрасно понимают, что средства искусства здесь бессильны. А вот какова цель фестиваля и каким будет результат — вопрос не такой однозначный. Прошлогодний «Экстремум» вызвал серьезный скандал. Общественность и депутаты возмутились, что подросткам были показаны ленты, рассчитанные совсем на другую аудиторию. Ханжество здесь ни при чем. Пресловутый английский фильм «В отрыв!», например, вызвал прецедент в городе Магадане. Административная комиссия Магадана приняла решение взыскать 5 тысяч рублей с директора телекомпании за показ в утреннее время «аморального фильма». Его интонация такова, что подростки приходили к выводу: наркотики — единственный путь к свободе. «В отрыв!» — не единственный прецедент «Экстремума–2002». Получался совершенно обратный задуманному результат. В общем, этот фестиваль дал повод многим утверждать, что был организован наркоторговцами в своих целях.
Но вопрос, для кого и для чего проводится фестиваль, остается в силе и по сей день. Только не надо бросать камень в «АртСайн Синема Дистрибьюшн». Компания предоставляет площадки для трех фестивалей ежегодно, не имея с этого никакой прибыли. Ее директор Любовь Саинова выражает свое отношение к «Экстремуму»: «Если мы увидим на экране счастливую жизнь, то будем к ней стремиться». Скажем, в документальном фильме «Месиво» екатеринбургского режиссера Игоря Волошина подростки, с помощью веры в Бога отказавшиеся от наркотиков, совершенно искренне рассуждают о счастье, о том, что они сумели открыть для себя новую жизнь. Отбором фильмов о «счастливой жизни» занималась экспертная комиссия. Но весьма своеобразное представление у нее о целевой аудитории, в которую входит группа риска. Одна учительница, которая привела на показ своих учеников, гневно высказалась на сей счет:
— Вам хочется показать себя и свое творчество. Но вы же должны быть ответственны за результат! Показывая наркоманов или пьяниц, вы именно такой образ жизни рекламируете. Когда не было рекламы сигарет — не было и такого количества курящих детей. Наркологи проводили опрос о причинах курения, и самой распространенной оказалось изобилие рекламы. Почему не уважаете точку зрения людей, которые не хотят это видеть?
Ей возразил директор Гильдии кинорежиссеров Игорь Степанов, который специально приехал из Москвы, чтобы презентовать фильмы правозащитного фестиваля «Сталкер» с программой «Кино без наркотиков» и общаться со зрителями:
— Каждый имеет право выбирать, что ему смотреть. Вы же столица Урала, ой, Сибири, надо действовать демократическими методами. Так можно к любому шедевру придраться. Мы кинематографисты и считаем, что нельзя показывать фильмы в закрытых аудиториях. Если вы как педагог хотите обезопасить ваших детей, создайте для них придуманный мир и не выпускайте их из него.
В продолжение этого назидательного монолога можно допустить, что в демократическом обществе наркоман выбрал свой путь так же, как и спортсмен. Будто бы нет обстоятельств, толкающих на определенные поступки, будто бы нет среды, внушающей совершенно определенное мировоззрение. Художественный фильм Светланы Стасенко «Мишка» из программы «Сталкера» способствует депрессивному мировосприятию. Мрачный и натуралистичный, он вызывает ощущение, что нет иного образа жизни, чем нищенство и пьянство в загаженных хибарах. А раз нет, то и ни к чему дергаться, стремиться вырваться из своей скорлупы. Так и воспринял это подросток из той самой группы риска. Если, конечно, он пришел на фестиваль. Тут уж и не знаешь, огорчаться полупустым залам или наоборот. «Никого насильно не загоняли!» — заявил ратующий за демократические методы Игорь Степанов. Он, видимо, не подозревает, что поход в кинотеатр можно организовать, что детдомовские и интернатовские ребятишки рады любому кино, что исследование целевой аудитории и рекомендации для просмотра ничего общего с цензурой не имеют. Ведь «Сталкер» предполагает одних зрителей, фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» — других, а «Экстремум» — совершенно иных. То, что нормально усваивает интеллигентная публика «Сталкера», может оказаться травмирующим или даже разрушительным для подростковой психики. Но различны и цели организаторов и партнеров «Экстремума». Игорю Степанову важно разрекламировать свой «Сталкер» как можно в большем количестве городов. «Встречам в Сибири» (чьи фильмы составили значительную часть программы «Экстремума») — популяризировать документальное кино как жанр. Президенту областного отделения Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Сергею Проничеву (он же возглавляет «Сибирский бальзам») — убедить город, что он занимается не только выпуском алкогольной продукции. Ну и так далее.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.