«Автогражданка» показалась навязчивой

Накануне выборов в Государственную думу разгорается, казалось бы, затихшая дискуссия вокруг закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Депутаты от различных фракций наперебой предлагают законопроекты к новоиспеченному закону. Смысл поправок сводится прежде всего к снижению стоимости страхового полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), а также к предоставлению льгот малоимущим, пенсионерам и инвалидам на обязательную страховку. Сегодняшняя активность депутатов могла бы кого–то удивить — ведь буквально год назад эти же самые депутаты чуть ли не на ура приняли закон об «автогражданке» и проголосовали за те самые тарифы страхования, которые сегодня называют «грабительскими». Ну о каком здравом смысле можно говорить, если впереди выборы? А потому «автогражданка» сегодня предстала неким жупелом, с помощью которого наши политики намерены заработать дополнительные очки и добиться любви избирателей, коих в среде автомобилистов предостаточно.
Вслед за депутатами Нижней палаты парламента порадеть за интересы российского автомобилиста взялись и их коллеги из регионов. В частности, депутаты Волгоградской областной Думы, кои ничтоже сумняшеся выступили с законодательной инициативой, предложив коллегам из Нижней палаты парламента признать утратившим силу федеральный закон ОСАГО, то есть закон взять и отменить. Соответствующий законопроект волгоградские депутаты направили в Государственную думу и законодательные собрания субъектов федерации с просьбой поддержать их начинание. Это, с позволения сказать, начинание вызвало очередную волну споров среди политиков и страховщиков и смятение в рядах автомобилистов.
Разумеется, у закона об «автогражданке» есть принципиальные сторонники — это представители страхового бизнеса. Они считают, что только этот закон способен распутать гордиев узел проблем вокруг материальных споров между участниками ДТП. Кроме того, принятие закона ОСАГО является одним из необходимых условий вступления России в ВТО. Призывы об отмене закона страховщики рассматривают как голый популизм, крайне вредный для формирующегося страхового рынка ОСАГО и для автовладельцев. Как отмечают представители страховых компаний, дискуссия по поводу отмены закона привела к оттоку автовладельцев, которые намеревались в последнее время застраховать свою гражданскую ответственность. Они решили переждать, чем закончатся последние инициативы депутатов. Однако в конце концов, считают страховщики, пострадают те самые автовладельцы, о которых так «пекутся» слуги народа. В конечном итоге закон не отменят, а владельцы «железных лошадок» выстроятся в длинные очереди, потому что с 1 января для незастраховавшихся автовладельцев будут введены довольно жесткие штрафные санкции, полагают страховщики.
Появились и не менее принципиальные противники «автогражданки», прежде всего политики, которые считают, что закон слишком обременителен для большинства автолюбителей. Более того, они называют обязательное автострахование «навязанной услугой», а потому считают его противоречащим Конституции РФ.
К тому же недолгая практика реализации ОСАГО выявила новые проблемы, которые неизбежно сопровождают любое новое начинание. Поэтому практически все участники процесса автострахования — автовладельцы, законодатели и сами страховщики — сейчас говорят о несовершенстве закона и необходимости его доработки. Вопрос заключается лишь в том, что необходимо изменить.

Появились и не менее принципиальные противники «автогражданки», прежде всего политики, которые считают, что закон слишком обременителен для большинства автолюбителей. Более того, они называют обязательное автострахование «навязанной услугой», а потому считают его противоречащим Конституции РФ.

Как сообщает пресс–служба областного Совета депутатов, на минувшей неделе на заседании комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи и информатике облсовета наши депутаты обсуждали проблемы обязательного автострахования. Обсуждение прошло в жарких спорах. Поводом для разговора послужила нашумевшая законодательная инициатива депутатов Волгоградской Думы с предложением отменить закон.
Прежде всего выступили приглашенные представители страхового бизнеса, среди которых были руководители крупных компаний и организаций. Как оказалось, позиции страховщиков очень близки. Все они единодушно полагают, что этот закон нужен, и одновременно сформулировали целый ряд конкретных предложений по доработке его наиболее спорных положений.
Во–первых, лимит страховых выплат в 450 тысяч рублей слишком высок для Сибири. Что касается Новосибирска, то страховщики называли достаточной для абсолютного большинства случаев сумму в 100 тысяч рублей. Но в закон был заложен опыт гораздо более развитого в автомобильном плане и богатого московского региона, а региональные коэффициенты не в силах исправить эту ситуацию. Понижение же лимитов выплат автоматически повлечет за собой и снижение ставок страховых тарифов. Оптимальной для сибирских регионов страховщики считают сумму в 800 — 1200 рублей, тогда как сейчас базовый тариф в Новосибирске составляет около 2500 рублей. Во–вторых, для облегчения бремени страховых взносов необходимо ввести рассрочку платежа, которую не предусмотрели федеральные законодатели. В–третьих, для граждан с низким уровнем доходов можно предусмотреть адресные дотации, компенсирующие их расходы по обязательному страхованию автотранспорта. В случае внесения таких поправок этот закон будет привлекателен и для страховых компаний, и для населения.
Как отмечает пресс–служба облсовета, из депутатов принципиально поддержал волгоградских коллег, ратующих за отмену закона, только коммунист Вадим Агеенко. Он выразил свое несогласие с самим принципом обязательности страхования для всех автолюбителей, что, по его мнению, противоречит Конституции, и сослался на статистику, гласящую, что большинство ДТП происходит с участием дорогих иномарок. Поэтому для большинства автолюбителей он не принесет никакой пользы, а выгоду получат только страховые компании.
Страховщики не согласились с доводами депутата. Закон не противоречит Конституции, ответили они, потому что обязательному страхованию подвергается не имущество гражданина, а его ответственность перед третьими лицами. Статистику, озвученную Вадимом Агеенко, страховщики также подвергли сомнению. По их сведениям, чаще всего в аварии попадают водители старых «Жигулей» и «Москвичей» в силу их плохого технического состояния. Жаль только, что полемизирующие стороны не привели конкретные цифры, подтверждающие их выводы.
Что касается выгоды, то все представители страхового бизнеса неоднократно заявляли, что этот вид страхования, скорее всего, будет бесприбыльным, если не убыточным. Об этом, в частности, говорят результаты добровольного автострахования. Например, размер страховых выплат ряду новосибирских муниципальных ПАТП, которые добровольно страхуют свой транспорт, в прошлом году превысил страховые премии в два–три раза. (Стоит только отметить, что аварийность на общественном транспорте значительно выше, чем среди частных автовладельцев.) Прибыль же, по словам бизнесменов, они собираются получать за счет увеличения лояльности своих клиентов и привлечения их к другим видам страхования.
К тому же, если закон отменят, как быть с теми людьми, кто уже застраховался по новому закону? А таких, по озвученной информации, только в Новосибирской области уже насчитывается 80 тысяч, а по Сибирскому федеральному округу — около 300 тысяч. В области с 1 июля в страховые компании уже было подано 234 заявления на выплату компенсаций по «автогражданке», а сумма выплат составила 500 тысяч рублей, и в ближайшее время она будет стремительно расти. К тому же страховые компании вложили крупные инвестиции в создание инфраструктуры по развитию ОСАГО.
Впрочем, эти аргументы не переубедили депутата Агеенко, и его позиция осталась прежней. Однако с коллегой не согласились другие члены комитета — Сергей Титков (председатель комитета) и Константин Комаров. Они выразили уверенность в необходимости этого закона и в том, что его надо серьезно дорабатывать. Поэтому Сергей Титков предложил создать рабочую группу из депутатов и представителей администрации, страховщиков, представителей транспортных предприятий, юристов, которая бы занялась подготовкой поправок в федеральный закон. А страховщиков председатель комитета попросил представить статистические выкладки об объемах страхования, размерах собранных средств и сделанных выплат, чтобы депутаты, располагая конкретными цифрами, могли принять обоснованные поправки. Как отмечает пресс–
служба областного Совета, окончательное решение по поводу инициативы Волгоградской областной Думы будет приниматься на сессии областного Совета.
Поправки в закон об ОСАГО Государственная дума планирует рассмотреть 8 октября. Депутаты внесли на рассмотрение девять законопроектов, предусматривающих приостановление или отмену ОСАГО, а также корректировку тарифов по этому виду страхования. Однако в минувшую пятницу министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что правительство не намерено менять ставку обязательного страхования и выступает против внесения каких–либо поправок в действующий закон ОСАГО, сообщает ИА РБК. Министр финансов, в частности, подчеркнул: «Автогражданка нужна, она введена всеми цивилизованными странами». Относительно размера ставки Алексей Кудрин заявил, что ставка является оптимальной и, если говорить о ее корректировке, то она возможна только по истечении первого полугодия после вступления в силу закона. Тогда будет ясно соотношение доходов и расходов страховых компаний, отметил министр. То есть с корректировкой закона следует подождать, но депутаты ждать не могут — у них выборы на носу.

P. S. К 8 октября правительство рассмотрит альтернативные депутатские поправки в закон об ОСАГО и представит по ним свои заключения.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.