Парад в виртуальной реальности

Международный фестиваль цифровых технологий «Анигма», состоявшийся в прошлые выходные в клубе «Рок–сити», был похож на закрытый VIP–показ. Все было благопристойно и элегантно. На многочисленных экранах разворачивалась виртуальная реальность, погружаться в которую было заманчиво, как и в ночной драйв электронщиков, не унимавшихся до двух часов ночи.

Даже малые дети увлекаются компьютерной графикой, хотя и не подозревают, что это так называется. А уж профессия дизайнера–верстальщика стала едва ли не самой распространенной. В Новосибирске есть специалисты высочайшего класса, кому делают заказы не только местные, но и московские компании. В общем, пространство для проведения «Анигмы» в нашем городе подходящее.
Придумали фестиваль братья Андрей и Владимир Мартыновы — художники, кураторы галереи «LeVall». В ее стенах они устраивали выставки новейших цифровых технологий, укрепляли контакты с авторами из Японии, Германии, США. Еще в 98–м году в картинной галерее был открыт центр интернет–технологий и прошла выставка британских художников, к чему господа Мартыновы имели не последнее отношение. Нужно было и дальше повышать визуальную культуру Новосибирска.
Организовать «Анигму» было значительно легче, чем, например, биеннале графики, где работы приходили в посылках. Здесь же достаточно электронной почты. Тем не менее подготовка заняла полгода. Работы рассматривались в четырех номинациях: реклама, цифровые технологии в искусстве, анимация, веб–дизайн. Мастер–классы велись признанными мастерами современного искусства. Фестиваль был интересен не только тем, кто с компьютером на ты. Ведь продукты компьютеризации встречаются на каждом шагу, действуя на подсознание. Но среди публики солидных мужей не наблюдалось, тусовка получилась молодежная с налетом интеллектуальности. Нам встретилась юная особа по имени Клавиатура, что можно было смело отнести в рубрику «Имя и судьба». Одни пришли чему–то научиться. Другие — просто под пивко посмотреть на цветные картинки.
Через два дня в глазах рябило, в ушах звенело, в голове роились идеи относительно компьютерных дерзаний и мысли, делать жизнь с кого. Руководители мастер–классов по компьютерной графике, видео и анимации заманивали в свои сети. «Для того мы здесь и собрались, чтобы профессионально общаться, — начинал задушевные беседы дизайнер Дмитрий Литвиненко. — До некоторых вещей дошел сам, может быть, и вам будет интересно. Рисовать кисточкой утомительно; я хочу показать приемы, как сделать быстро и красиво, а потом дорабатывать тонкости. Вот вам простой и наглядный эффект. Берется простейшая картинка, и с помощью этой заготовки делается колесо от телеги. То есть из полярной системы координат переходим в квадратическую. Кто догадается, каким образом я это сделал, тот молодец...»
Москвич Владимир Опара, напротив, не призывал бросить кисточку, а лучшим инструментом называл голову, мыслящую образами. Он представил художников своей мастерской, которые имеют дело с перформансом или сделанными собственноручно объектами, отснятыми на пленку. А компьютер используют лишь как инструмент для ретуши. И делают в ЦДХ выставку из 300 фотоснимков подворотен, сложившихся в одну виртуальную улицу. Над домами здесь высятся каменные скифы, переместившиеся с картин художника Павла Караченцева, вырастают башни и небоскребы. На самом деле в Москве нет такой улицы, таких дворов, они придуманы и распечатаны на трехметровых холстах. Владимир Опара считает: «Веб–дизайнер, как кочевник, должен уметь свободно и естественно перемещаться по культурам, стилям, течениям, направлениям в искусстве, впитывать в себя и использовать все достижения визуальной культуры, накопленные человечеством. А для этого нужно развивать свой художественный вкус, интересоваться искусством и творчеством художников, оставивших яркий след в искусстве, создавших свой стиль». Под его руководством в Москве проходит online–фестиваль молодых художников «Artfor», куда собираются и выпускники летнего компьютерного лагеря от 12 лет. Скоро плясать пальцами по клавиатуре дети будут уметь раньше, чем говорить.

Ролики с Шоном Коннери из коллекции Бурсико сменялись анимационной рекламой пресловутого ВИНАПа, пародии на рекламу контрастировали с мини–фильмами протяженностью всего несколько секунд, в которые умещалась какая–нибудь гуманистическая идея. Например, бездушный молоток падал в чрево музыкальной шкатулки (Бетховен, «К Элизе») и рушил ее в крошку. Обезличенные буквы «The End» усиливали скорбь по прекрасному. В другом фильме жалеть было некого, а чудо созидания оказывалось бездушным. Пластины, колеса, шестеренки, четко взаимодействующие, как в часовом механизме, демонстрировали гармонию и совершенство техники, постепенно превращаясь в виртуальный оркестр, играющий без дирижера, организованный по распоряжению какой–то высшей силы. Барабаны, бонги, перкуссия из хаоса звуков вытягивали упорядоченную мелодию, не нуждающуюся в человеке и не для человека придуманную. «Но это не самое интересное», — продолжал интриговать ведущий и показывал все новые и новые чудеса виртуальной реальности.

Умышленно за рамки конкурса были выведены большинство работ зарубежных участников и работы нескольких хорошо известных российских художников, чтобы была возможность отметить яркие работы молодых авторов. Жюри состояло из квалифицированных специалистов в области цифровой графики и анимации. Например, Владимир Соколов (United Multimedia Projects) неоднократно работал в составе жюри аналогичного московского фестиваля «Аниграф», проходившего в течение девяти лет. Гран–при фестиваля получила работа студии «Мельница», Санкт–Петербург, «Божество» (The God). По выделенным категориям: Гран–при в категории «Цифровые технологии в искусстве» — новосибирец Марк Марчелос за серию работ «Эзотерика»; Гран–при в категории «Анимация и развлечения» — Алексей Петряев из Риги, Латвия, за работу «Tongue Twisters: The Play Off»; Гран–при в категории «Реклама» — новосибирская студия LBL за рекламный ролик компании «СИНАР»; Гран–при фестиваля в категории «Web-дизайн и Flash» — Эдуард Муратов (при участии Дмитрия Шальнова) за мультимедийную презентацию для «СобинБАНКа»; приз зрительских симпатий отошел Михаилу Мензелинцеву и Ивану Гилеву за «Муху».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.