«Кобра» не принадлежит к роду змей

Старейшему Дому культуры Новосибирска — ДК имени Октябрьской революции, в просторечье «Кобре», — в ноябре этого года исполняется 75 лет.

Владислав Литвинов вспоминает молодость

Верным путем шли товарищи
В 1928 году на улице Ленина открыло двери новое трехэтажное здание — клуб совторгслужащих. Он предназначался для массовых мероприятий торговых работников и общегородских политических акций. Закругленные балконы, расположенные на уровне второго и третьего этажей, были задуманы как трибуны для ораторов, ведь мимо клуба шествовали многолюдные демонстрации. Выглядело здание современно, соответствовало главному архитектурному направлению конструктивизма, культивируемому при Сталине. Инженер И. Бурлаков мог гордиться своим проектом: в 60–м здание получит статус памятника. Впоследствии специалисты сломают много копий в спорах о необходимости и особенностях его реконструкции.
В первые годы в клубе появилась и библиотека, и киноустановка. Все было подчинено одному — идее социалистического строительства. Первое упоминание об этом учреждении в некоторых источниках встречается уже от 4 октября 29-го года: «В большом зале клуба советской торговли открылся пленум окружкома КНП (б). На нем были выявлены недостатки городского благоустройства и определены перспективы дальнейшего развития города». Хорошо оборудованный конференц–зал был идеальным местом для торжеств. Так, 18 марта 34–го на II краевом Западно–Сибирском слете колхозников–ударников выступал с пламенной речью всесоюзный староста Михаил Калинин и вручил крайисполкому орден Ленина.
В соответствии с веяниями времени клуб получил имя Сталина. И только в 61–м был переименован в ДК имени Октябрьской революции. А в 70–е народ, полюбивший это место, придумал оригинальную аббревиатуру — «Кобра». Новое имя больше подходило площадке, где год за годом осуществлялись неожиданно свежие идеи и реализовывались самые смелые проекты.

Когда палили пушки, музы не молчали
Едва началась Великая Отечественная война, в Новосибирск были эвакуированы десятки научно–исследовательских институтов, заводов, учреждений культуры. «Клуб Сталина стал местом, собравшим лучшие творческие силы эвакуированных и местных музыкантов, — свидетельствует джазмен Сергей Беличенко в «Очерках истории джаза в Новосибирске». — Конечно, приезд в Новосибирск столь признанного лидера советского джаза, как Л. О. Утесов, даже в суровые годы войны оставил глубокий след в культуре города. У музыкантов появилась уникальная возможность познакомиться с мастером, перенять его навыки, переписать ноты, и, самое главное, близко пообщаться с оркестрантами, что в джазе всегда ценилось выше любых учебных методик».
4 сентября 41-го года в Новосибирск эвакуировался коллектив Ленинградской филармонии. Благодаря бурной деятельности артистов, их выезду в армейские части, в село, на заводы культура становилась необходимой частью жизни сибиряков, несмотря на военные лишения. Ленинградские корни питали сибирскую культуру и в дальнейшем. А тогда, в 40–е, симфонический оркестр Евгения Мравинского впервые открыл интеллигенции другое качество жизни. Премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась, конечно, в Ленинграде, во время бомбежки (еще до эвакуации филармонии). Но вскоре после этого ее услышал Новосибирск. Исполнялась симфония и на скромных подмостках клуба Сталина, где умудрялся разместиться оркестр в сотню человек. После концертов воспрянувший тыл собирал для фронта праздничные подарки, теплые вещи, продукты и даже лыжи. В клубе располагался один из сборных пунктов для вещей от населения.
Памятны эти подмостки работой воскресного лектория, который был создан в ноябре 41–го. Для него артисты Ленинградской филармонии, театра имени Пушкина и сотрудники Третьяковской галереи разработали цикл лекций–концертов по важнейшим вопросам музыки, театра, литературы и живописи. Особенным успехом пользовались выступления Ивана Соллертинского — художественного руководителя Ленинградской филармонии, доктора искусствоведческих наук, профессора Ленинградской консерватории, музыковеда и литературоведа. Слушатели восхищались его артистизмом, фантастическими памятью и эрудицией. Соллертинский дал мощный заряд своим последователям, которые потом пытались на той же сцене работать в его манере. При нем было создано Сибирское отделение композиторов. На сибирской земле и был похоронен этот выдающийся человек 11 февраля 44 года.
На 75–летие ДК дирекция приглашает очевидцев тех лет. Среди них — Владислав Вячеславович Литвинов, знаменитый диктор, 46 лет проработавший на радио и 12 — на телевидении. Демобилизованный из армии в 43–м из–за контузии, он стал завсегдатаем клуба Сталина. На воскресные танцы под духовой оркестр либо баян в ДК валила молодежь со всей округи — каменские и нахаловские девушки в фуфайках и валенках были прекрасны. Каждую среду и субботу до трех ночи играл джаз. Тянуло сюда и творить, несмотря на изнуряющий рабочий день. Для детей и взрослых функционировали кружки самодеятельности: хор, балетная студия, драматическая студия. В драме под руководством актера «Красного факела» Сергея Галузы занимались более сорока человек, а на первых ролях был Владик Литвинов. Он сыграл Чацкого в «Горе от ума», Никиту в спектакле по Ольге Берггольц «Они жили в Ленинграде», Чашкина в оперетте «Одиннадцать неизвестных». С этой вещью приезжал в Новосибирск на гастроли Иркутский театр оперетты, и, по воспоминаниям Владислава Вячеславовича, сама Вера Редлих сказала артистам: «У вас эту роль заслуженный играет, а у нас — простой, но с вашим не сравнить!» Она же, Вера Павловна, приглашала талантливого парня в труппу «Красного факела». Но так получилось, что он попал на радио. Просил совета у Галузы, и тот ответил: «Им как раз требуются дикторы. А у тебя голос подходящий». Вскоре в эфире зазвучал не только голос Литвинова. Студийцы выступали на радио со скетчами, сценками, интермедиями. А репетировали программу, как и спектакли, по ночам в будущей «Кобре».
Владислав Вячеславович посещал студию до 48-го года. Многие стали профессиональными артистами, уехали в столицу. Галуза уехал, коллектив поредел. «Ничего подобного я не встречал потом ни в «Транспортнике», ни в «Ефремове», ни в «Цеткин», — уверяет ветеран. Жену Галину он встретил здесь же, в «Кобре», она пела в народном хоре. По сей день супруги Литвиновы собирают у себя дома бывших студийцев. На долгое время разошлись их стежки–дорожки, но 15 лет назад случайно пересеклись. С тех пор встречи стали регулярными, раза по три в год. В 98–м в честь 70–летия ДК ветераны самодеятельности исполняли Бориса Вахнюка:

«Давайте собираться у стола
Не для того, чтоб зелье
нас пьянило...»


ДК полюбился и следующему поколению. В 70–е здесь случился последний всплеск культуры при социализме. Кинопремьеры проходили в крупных кинотеатрах — «Маяковском», «Победе». Пока дойдут до ДК, перестанут считаться премьерами. Директор Леонид Морозов нашел способ привлечения публики: открыл клуб ретроспективного фильма, который сразу сделался элитарным. Существовал и ящик заказов на фильмы прошлых лет. «Кобра» стала магнитом для всей интеллигенции города. Бывать здесь стало не только интересно, но и престижно. А рядом, где сейчас теснится автостоянка, расположился чехословацкий луна–парк, и, в то время как взрослые дискутировали о шедеврах Тарковского и Иоселиани, детишки сходили с ума по жевачке «Педро» и «американским горкам».

Музы возродились после перестройки
В 82–м «Кобра» закрылась на реконструкцию. Директора ДКЖ Надежду Лобанову (тогда Зотову) в 89–м позвали конкретно «на прорыв», посулив самое необходимое — квартиру. Ее первая статья в «Советской Сибири» начиналась так: «Наш город привык к ограждению заборами». За забором «Кобры» скрывался развал и хаос. Нельзя было сказать, что она приняла хозяйство, потому что не было ни хозяйства, ни директора, который бы его передал. Надежда Григорьевна приходила на работу в ватнике и резиновых сапогах и выполняла функцию и руководителя строительства, и снабженца. По бартеру за вагон колбасы добывала в Краснодаре бархатные кресла, давала распоряжения о восстановлении круговой лепнины... Нужно было при минимальном штатном расписании не только привести здание в порядок, но и выполнить требования реставраторов. Одно из них, например, было таким: «Кровля в процессе эксплуатации подверглась замене, ремонту и не является подлинной. В настоящее время техническое состояние ее неудовлетворительно. Фальцы проржавели, протекает над выставочным залом, залом совещаний. Кровля подлежит замене с последующим окрасом суриком. Цвет этот был в 30–е годы наиболее распространенным».
Открылись в 91–м, опередив Театр кукол, хотя его планировалось пустить в эксплуатацию гораздо раньше. Сразу же закипела культурная жизнь. Киновед Слава Луцко возглавил клуб элитарного фильма (для «Кобры» это святое). Из ДКЖ в «Кобру» перебрался оркестр Толкачева, театр Афанасьева (который не прижился в Доме актера). «Как сейчас помню, афанасьевцы перевозили свой скарб на телеге, — вспоминает Надежда Григорьевна. — У Коли Соловьева в этот день было венчание в церкви, так они побросали вещи и побежали на свадьбу».
Из подвальных помещений перебирались все выше по мере продвижения ремонта. Классической стала история о том, как артисты театра Сергея Афанасьева оборудовали зрительный зал на 30 мест и сцену, на которой прошли их лучшие спектакли «Продавец дождя», «Чайка», «Сны Гамлета», «Великолепный рогоносец», «Плоды просвещения». Их невозможно было потом восстановить, как и атмосферу «Кобры», на другой площадке, куда ГДТ переехал в поисках более широкого пространства. Афанасьевцы считают годы, проведенные в «Кобре», золотым веком. А биг–бэнд Владимира Толкачева до сих пор репетирует здесь.
«Эта сцена легендарная. На ней в войну выступали такие величины, как Мравинский и Соллертинский!» — каждый раз настраивала Надежда Лобанова новичков. Сейчас многие уже не новички. Пять лет исполняется образцовой вокально–драматической студии «Фьюжн» — лауреату Международного конкурса джазовых вокалистов, обладателю Гран–при Международного детского джазового конкурса в Санкт–Петербурге, лауреату Всероссийского детского конкурса «Голоса ХХI века», лауреату регионального детского музыкального фестиваля «Сибирская жемчужина». На юбилейном вечере 11 ноября выступят и другие коллективы «Кобры»: фольклорный ансамбль «Здравица», студия классического танца «Сказка», театр моды «Бис», а всего их создано и работает около 20. Важное направление работы ДК — с социально незащищенными слоями населения. Общественные организации «Чернобыль», «Семипалатинск», «Афганистан», «Синеглазка» тоже считают этот дом родным. В 2001 году в Москве за победу во Всероссийском конкурсе «Женщина года» Надежде Лобановой было присвоено звание «Женщина–директор года». Впрочем, это уже не история, а день сегодняшний, и речь о нем правомерно вести в других рубриках газеты.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.