Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма

На территории Новосибирска сегодня действует около 3000 «магов», «народных целителей», «ясновидящих» и астрологов, то есть на каждые 350 человек приходится один пророк. Такая цифра уже никого не удивляет. Оккультно–мистических сект и групп в России ныне не счесть. Известно, что действуют они практически в любом городе с населением свыше 50 тысяч человек. Даже в маленьких деревеньках уже появляются свои местные «верховные шаманы Сибири». Численность их адептов вместе с «целителями», «магами», «бабами Нюрами» и т. п. составляет более 700 тысяч человек.

«Бомбардировка любовью»

Ведущим специалистом по вопросам сектантства в нашей области является протоиерей собора Александра Невского Александр Новопашин. Он предоставил исчерпывающую информацию о том, как сориентироваться в таком многообразии духовных и псевдодуховных течений. В Новосибирске, с одной стороны, существуют конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России — баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. А с другой стороны — тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», харизматические движения, например «Движение Веры», корейские протестантские секты. Такие организации представляют реальную угрозу для жителей нашего города.
Каковы же характерные признаки тоталитарных сект? Нужно знать ответ на этот вопрос, чтобы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное, благотворительное или лечебное учреждение.
Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть насаждением своего учения и вербовкой новых членов любыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму человека, а к подсознанию. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями.
Человек, попавший в секту, всегда окружается особым вниманием, ведь его сознание должно быть активно перестроено. У мунистов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое сказанное им замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое. Его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально «забутербродить» вербуемого с двух сторон).
В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во–первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во–вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В–третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.
Наличие двойного учения — характерный признак тоталитарных сект. Одно используется для рекламы, для придания ей человеческого лица, а другое — для внутреннего пользования. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой–либо результат, например оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Иерархическое устройство позволяет держать под неусыпным контролем членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая», чем истины традиционных религий. Эти «истины» чаще всего получаются через «откровения», видения, контакты с духами. Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения» объявляется ошибкой и недоразумением. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой. Они, как правило, легко внушаемы и готовы отказаться от своей свободы и принять установки новых учителей. Также нередко используется беспроигрышный опыт работы с наркоманами. В результате человек оказывается в полной зависимости уже не только от наркотиков, но и от сектантского учения.

Под гипнозом

Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — отсталые, обреченные на погибель, потому что не разделяют их учения. Конечная цель сектантской организации — контроль над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели завербованные люди вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются в сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности задуматься над сектантским вероучением и личностями лидеров.
В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.
Наиболее активными, укоренившимися и крупными сектами, влияющими на население города Новосибирска, Александр Новопашин назвал следующие.
«Церковь Объединения» (или «Движение Муна»). Основная ставка в этой секте идет на студентов. Личность главы организации — Муна — занимает центральное место в проповедуемом вероучении. Его основу составляют откровения основателя. Члены секты побираются для своего лидера, также ездят по другим городам и проповедуют его учение. Нередко в центре города можно встретить молодых ребят, которые предлагают внести пожертвования в фонд по борьбе с наркоманией и предлагают взамен брелки, однако это всего лишь мунисты, которые собирают средства, чтобы вождю жилось хорошо.
«Свидетели Иеговы» — руководящий центр секты в нашей стране находится в поселке Солнечный около Санкт–Петербурга. Для вербовки своих сторонников свидетели Иеговы настойчиво обходят жилые дома, со скандалами проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т. п. Они всячески избегают раскрывать свою принадлежность к секте до тех пор, пока не войдут в доверие. Эта секта носит антигосударственный характер, одной из главных ее идей является воцарение нового мирового государства. Также здесь проповедуются человеконенавистнические учения: существует запрет на пересадку органов, переливание крови. В результате такой доктрины умерло несколько детей, чьи родители отказались от медицинской помощи. На западе при похожих случаях сектантов начали лишать родительских прав и таким образом спасать детей.
Еще одна из опаснейших сект — «Движение Веры» (или «Церковь Завета»). Это деструктивный культ псевдохристианской направленности с оккультным уклоном, оказывающий сильное влияние на психику адептов. В разных городах у этой секты разные названия. Называют себя протестантами, но фактически никак к ним не относятся. Используют для вербовки новых членов гипноз, доводят их до состояния транса. Секте всеми средствами создается популярность. Привлечение новых агентов идет путем психологического воздействия, при этом происходит разрушение личности. На сегодняшний день новосибирская «Церковь Завета» насчитывает около 600 человек.

Мобильны и потенциально опасны

Хорошо законспирированный деструктивный культ с учением оккультного направления — «Белое Братство». Имеет мобильную, хорошо управляемую структуру. Потенциально опасен для общества. Используя методы активного психического воздействия при вербовке, организация быстро стала разрастаться, добиваясь при помощи соответствующих методик от своих адептов неистового фанатизма.
Наш город не обошли стороной и сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок–концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ. Такие организации себя не афишируют.
Одной из причин того, что поток людей, попадающих в секты, не уменьшается, является такая особенность человеческой личности, как стремление принадлежать какой–либо группе, иметь единомышленников. Причастность к большому делу дает ощущение надежности. Также нестабильное социальное положение подталкивает многих людей вступать в секту в надежде на то, что там их обеспечат какой–нибудь работой.
В современном обществе во многих семьях детям не уделяют достаточно внимания, и они оказываются в сектах. Там теплоту и хорошее отношение дети принимают за чистую монету. Потенциальными жертвами сект становятся также банкиры и депутаты — их вербуют путем шантажа. Из человека выуживается информация о его прегрешениях, и, боясь потерять власть и карьеру, он становится полностью зависимым от воли лидера секты.
Проблема сектантства — показатель здоровья современного российского общества. Главное — привлечь к решению этой проблемы государство. В западных странах правительство организует уроки безопасности, посвященные тому, как избежать вербовки в ту или иную секту. Проблема сектантства стоит остро во всем мире. В Америке, Франции, Голландии и других западных странах были распространены случаи массовых самоубийств и ритуальных убийств членами сект.
И все же есть и хорошее. Приходит понимание опасности, которую несут оккультно–мистические религиозные организации для личности, семьи и общества. Вопрос о реабилитации людей, чудом спасенных из сект, еще слабо освоен. В информационном центре по вопросам сектантства проводятся консультации, которые помогают человеку утвердиться в новом качестве полноценной личности. У него развивается способность к восприятию адекватной информации, способность к анализу, предполагается врачебная, психиатрическая и религиозная помощь. Каждый день приходят родственники пострадавших (а чаще всего из–за них в секты и попадают). Такие центры существуют в Москве, Твери, Екатеринбурге и Новосибирске. Около 70% из всех обратившихся покидают секты. В Новосибирске информационно–консультационный центр по вопросам сектантства находится в соборе Александра Невского.

Мария УСОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.