«Старый дом» будет новым

1 октября театр «Старый дом» открыл 70–й сезон премьерой спектакля «Виктория» в постановке Владимира Оренова.

Владимир Оренов, год назад возглавивший театр «Старый дом», сразу же публично заявил о предстоящих пертурбациях. Пресса тогда окрестила все это дело «бархатной революцией», а «Старый дом» — «новой Таганкой». Теперь Владимир Борисович в сотый раз отвечает на один и тот же вопрос: «Что из своих обещаний вы исполнили?» Всем хочется перемен стремительных и грандиозных. Как в той сказке: за ночь чтоб был построен дворец из золота.
Некоторые перемены заметны невооруженным глазом. Зияющие дыры афишных рам наконец заполнились афишами, выполненными в фирменном стиле. Так же стильно выглядят первые программки нового сезона — к спектаклям «Мария» и «Виктория». Из фойе исчезли устаревшие фотографии артистов — не соответствующие ни действительности, ни художественному уровню. Вместо них появились произведения искусства «кисти» фотохудожника Владимира Дубровского. А буфет облагородили сцены из спектаклей, какими их увидел театральный фотограф Андрей Шапран.
Предстоит реконструкция здания театра, которое было построено в 1912 году как школа. Наконец–то эта строчка включена в областной и федеральный бюджет. Уже оделась новым покрытием сцена, на котором, разумеется, спектакли будут играться совершенно иначе. Тем более формируется новый репертуар. Многие актеры болезненно переживали снятие с репертуара восьми спектаклей, усматривали в столь решительных мерах гонения и несправедливость. Но аргумент художественного руководителя прост: репертуар не может быть раздутым, спектакль должен идти не реже трех раз в месяц, только тогда он сможет оставаться в хорошей форме. В общем, обновление репертуара неминуемо. Много говорится о том, каким театр будет. А каким не будет?
— Принципиально не будем ставить коммерческих авторов вроде Шеффера, — информирует Владимир Оренов. — Не будем заниматься переводной западной драматургией как основной линией. Это наша позиция. Потому что здесь работают люди, которые любят русский язык, им интересны его особенности и возможности. Не будем мрачны: театр не должен оставлять в душе пессимизм, неверие, горечь. Тем хорош «Сверчок на печи», которого ставит Станислав Таюшев, — там такой гуманизм, такая любовь к человеку! Я приступил к работе над «Записками нетрезвого человека». Это спектакль о пьющей России. Совершил богохульство — провел в театре читку с коньяком. Надо было почувствовать материал. На следующую репетицию все прибежали в надежде, но надежда не оправдалась... У нас есть два пути к зрителю: упрощенный — повеселились и разошлись — и непростой, когда человек плачет, хохочет и думает. Постараемся идти вторым путем.
Зато оправдались другие надежды артистов — на занятость в репертуаре. Кумир всех поколений народный артист Анатолий Узденский больше не сердится на художественного руководителя за то, что тот отодвигает его в тень. Узденский будет занят не только в каждой премьере, но и в рамках проекта «Журнал–театр» поставит спектакль по собственной прозе, которую Оренов сильно хвалит.
Правда, в «Виктории» он играет бессловесную роль. Такова особенность его героя, пожилого учителя Оскара Борисовича. Но Узденский не был бы Узденским, если бы не придумал бы для него хоть несколько слов. Которые и произнесет ближе к финалу.
Пьеса Червинского «Бумажный патефон» привлекла Владимира Оренова давно:
— Когда–то я ее нашел на «Мосфильме», в сценарной студии, в шкафу запрещенных сценариев. Мне рекомендовал ее почитать покойный критик Александр Петрович Свободин. С тех пор она не давала мне покоя. Чаще ее ставили как простую любовную историю, но снимали только верхний слой. А мне кажется, что пьеса о том, что такое любовь и как ее корежит жизнь, что окружающая действительность делает с душой человека. Недавно Червинский звонил нам из Нью–Йорка, где он живет, и на вопрос о пожеланиях драматурга ответил: «Веселее, веселее». Это «веселее» сидит во мне как гвоздь, который я хочу передать всем исполнителям. В связи с этим скажу и о самых существенных переменах в нашем театре. Меняется репетиционный язык, приходит другой уровень общения, другая плотность репетиций, другие взаимные требования. Актеры раскрепощаются, становятся самодостаточны. С ними стало интереснее работать.
Меняется и штатный состав. Очередным режиссером принят в «Старый дом» Станислав Таюшев, в конце прошлого сезона поставивший здесь спектакль «Мария». Появился главный художник — Владимир Колтунов. У всех — планов громадье. Кроме всего прочего, Оренову, Таюшеву, нескольким актерам предложено в следующем году набрать актерско–режиссерский курс в созданном на базе театрального училища театральном институте и преподавать там. Возможно, откроется и факультет театральной журналистики. Глядишь, и создадут специализированную театральную газету, которой в нашем городе очень и очень не хватает.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.