Ксения Ли: «Психотерапевт должен стать зеркалом для пациента»

«Вот еще — выдумал!» — обиженно заявила мне сестра, когда я предложил ей, совершенно замотанной на работе и потерявшей из–за этого сон, обратиться к психотерапевту. «Мне нужен хороший отдых, и я буду в порядке без помощи врачей, тем более (она сделала круглые глаза) психотерапевта». И помолчав, осторожно добавила: «Или я уже на самом деле — того?..»

— Удивительно, но многие люди действительно до сих пор полагают, что если им рекомендуют обратиться к психотерапевту, значит их считают психически больными (психические заболевания лечат психиатры), и поэтому воспринимают данный совет либо как оскорбление, либо как неудачную шутку, — говорит врач–психотерапевт городского неврологического центра «ДИАБОРА» КСЕНИЯ ВИКТОРОВНА ЛИ. — На самом деле психотерапевт занимается коррекцией психологических нарушений. Во всем цивилизованном мире врач–психотерапевт — одна из наиболее востребованных профессий. За рубежом периодически консультироваться у психотерапевта считается хорошим тоном, так как собственному психологическому состоянию люди там всегда уделяют большое значение.
Есть определение психотерапевта, которое мне больше всего нравится: психотерапевт — это своеобразное зеркало, в котором пациент может увидеть себя. То есть мы — помощники в решении внутренних проблем обратившихся к нам людей. У всех есть опыт здоровой жизни, поэтому все мы более или менее хорошо представляем, что такое нормальное качество жизни. Задача психотерапевта — помочь человеку вспомнить это состояние, ощутить в себе испытываемый ими ранее внутренний комфорт и научить этот комфорт не растерять.
— В каких случаях нужно обращаться к психотерапевту?
— В том–то и дело, что люди зачастую не понимают, что их состояние вызвано психологическими проблемами. Они мечутся по врачам, но реально никто из врачей им помочь не сможет, так как причины, вызвавшие это состояние, в первую очередь психологического плана.
Депрессивные расстройства могут протекать под маской соматических нарушений. Например, у человека депрессия, но он не знает об этом. Зато он страдает хроническими головными болями, головокружениями, периодически испытывает неприятные ощущения в области сердца или даже желудка. Больной обращается к специалисту (кардиологу, терапевту, гастроэнтерологу), который при дальнейшем обследовании часто действительно обнаруживает различные функциональные расстройства сердечной деятельности, сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и так далее, смотря по какому поводу обратился к нему больной. Однако расстройства эти, как правило, незначительные. Но для врача этого вполне достаточно, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Вот только лечение это будет не вполне эффективным, поскольку основной причиной болезни является все–таки нарушение психологического равновесия.
Поэтому сегодня во многих крупных специализированных клиниках обязательно работают врачи–психотерапевты, которые могут грамотно оценить психологическую сферу пациента и принять непосредственное участие в комплексном лечении. Такое лечение, как показывает практика, бывает наиболее эффективным.
— Насколько мне известно, лечением неврозов, в частности бессонницы, психотерапевты занимаются тоже.
— Считается, что основным проявлением невротических расстройств, или неврозов, является бессонница. Однако это не совсем так. Симптоматика неврозов разнообразна, и бессонница — это только одно из их многочисленных проявлений. Поэтому правильнее было бы сказать: нарушение сна. Под этим термином следует понимать и трудность при засыпании, и ночные или очень ранние пробуждения, и чрезмерно длительный сон, и так далее.
Кроме того, ярким проявлением невроза являются навязчивые мысли: навязчивая мысль о том, что вы забыли выключить утюг, электроплиту, закрыть входную дверь и прочее, хотя на самом деле вы прекрасно понимаете, что это не так.
— Если это так, то половина взрослого населения нашего города точно страдает неврозами. Неужели всем им нужна помощь психотерапевта?
— Не всем, конечно, но многим точно нужна. В противном случае со временем состояние человека может усугубиться. Например, может развиться депрессия, лечить которую непросто.
— Говорят, что от бессонницы можно избавиться благодаря «хорошему отдыху». На самом деле можно?
— Можно. Но умеют ли люди отдыхать? Вопрос! Под отдыхом многие понимают развлечение в увеселительных заведениях, снятие напряжения рюмкой водки или коньяку за ужином, просто лежание на диване перед телевизором, дневной сон и так далее.
На самом деле настоящий отдых заключается в полноценной психоэмоциональной разгрузке, которую не могут дать ни веселое застолье и танцы, ни тем более алкоголь. Нужно кардинально сменить обстановку: уехать на юг или на север, куда–нибудь подальше — в деревню, например, постараться забыть обо всем, что вас окружало, выбросить из головы все проблемы.
Некоторые мои пациенты говорят, что они не могут позволить себе столь длительный отдых. Страх «выпасть из обоймы» заставляет людей работать, работать и еще раз работать. Действительно, два–три месяца отпуска могут пагубно сказаться на карьере. За время такого длительного отпуска время будет упущено, человек, возможно, перестанет владеть ситуацией, у него ничего не будет получаться, он может стать ненужным... Но ведь можно прекрасно отдохнуть и за выходные дни!
Увы! Люди утратили способность по–настоящему отдыхать, отвлекаться от проблем. Их этому нужно теперь учить. Даже такой полноценный активный отдых, как рыбалка или охота, турпоход может не принести желаемого результата. Человек будет ходить с ружьем по болоту или сидеть у реки и смотреть на поплавок и при этом думать о своей проблеме. Уже с вечера пятницы некоторые начинают составлять план работы на понедельник и с нетерпением ожидать начала новой недели. При этом абсолютно все равно, с каким чувством они ждут понедельника, с желанием они собираются приступить к работе или же им этого совсем не хочется. Главное, что они проводят выходные дни в постоянном ОЖИДАНИИ. Это ожидание порождает хроническое беспокойство, которое может стать причиной развития психологических нарушений различной степени тяжести.
— Ксения Викторовна, не могли бы вы подробнее рассказать о возможных осложнениях?
— Одним из наиболее тяжелых психологических нарушений является паническое расстройство. Это не только медицинская, но еще и серьезная социальная проблема. Панические расстройства характеризуются чувством страха, которое нарастает и может достигать такой интенсивности, что человек с трудом подавляет в себе желание выскочить на улицу. Приступы могут повторяться 2–3 раза в неделю и длиться от нескольких минут до часа.
Панические расстройства сопровождаются сердцебиением, потливостью, удушьем, поэтому пережившие паническую атаку пациенты нередко обращаются к кардиологу. Не без основания. Практика показывает, что при панических расстройствах нередко выявляется кардиологическая патология. Но психологический аспект остается ведущим. Поэтому, если кардиолог опытный, то он, конечно, назначит лечение, но при этом обязательно порекомендует обратиться к психотерапевту.
— Еще один важный вопрос: люди боятся принимать антидепрессанты, которые часто назначают психотерапевты. Насколько обоснованны эти страхи и можно ли обойтись без препаратов вообще?
— К сожалению, несвоевременное обращение к психотерапевту приводит к тому, что когда больные все–таки приходят к нам, состояние их уже таково, что мы вынуждены назначать антидепрессанты. При этом некоторые пациенты действительно боятся принимать лекарство из–за возможного их побочного действия. Приходится объяснять, что в современной психотерапии используются антидепрессанты четвертого поколения, нежелательные эффекты при которых если и возникают, то незначительные. Главное, чтобы назначение произвел психотерапевт. Только специалист может правильно подобрать дозу лекарства и определить оптимальный для каждого больного в отдельности режим лечения. Именно поэтому нельзя заниматься самолечением, что нередко практикуется некоторыми пациентами. Вот такое лечение действительно может серьезно навредить.
Можно ли вообще избежать приема лекарств?.. Какими бы эффективными ни были современные антидепрессанты, не все состояния можно с помощью них корригировать. Потому что в основе болезни могут лежать (а часто так и бывает) личностные проблемы. Например, нарушение воспитания в семье, неотреагированные эмоции в детском или подростковом возрасте, глубинные нарушения, связанные с морально–этическими переживаниями, кризис среднего или пожилого возраста и так далее. Здесь уже на первое место выходит непосредственное общение больного с психотерапевтом. Но даже в этом случае не исключается назначение минимальных доз лекарственных препаратов, которые никак не повредят, но зато успокоят нервную систему и создадут у пациента комфортное психоэмоциональное состояние.

Записаться на прием к Ксении Викторовне Ли можно по телефону: 25–17–89.

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.