Когда оживают портреты

Торжественная церемония подписания генерального соглашения между директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, нашим губернатором Виктором Толоконским и председателем совета директоров компании «Базовый элемент» Олегом Дерипаской состоялась 22 октября в Екатерининском зале Новосибирской картинной галереи при огромном стечении народа.

Кто не успел рассесться, толпился по стенам и в дверях. Фотокоры расположились на полу. Телекамеры надвигались одна на другую. Историческое событие происходило на фоне огромного портрета императрицы Екатерины II кисти Левицкого. «Законодательница в храме богини правосудия» бесстрастно глядела в XXI век и покровительственно усмехалась, будто бы не портреты из Эрмитажа должны были ошеломить Новосибирск, а она, императрица, имеет первое право явиться в Эрмитаж. Ведь это она в 1764 году приобрела 225 картин фламандской и голландской живописи, положив тем самым начало Эрмитажу.
В Новосибирск приехала совсем другая коллекция — «Искусство портрета. Произведения западноевропейских художников XVIII — XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа». Объявлен торжественный осмотр экспозиции, и толпа лихорадочно устремилась за высокими персонами. Специально обученные дежурные сдерживали ее напор, пропускали в зал порционно. Мне удалось прорваться в первый заход. Выглядывая из–за могучей фигуры Сан Саныча Карелина, я, трепеща от такого соседства, жадно слушала рассказ Михаила Пиотровского об экспонатах. Внимание было раздвоено: мне также было интересно, какое впечатление это производит на первых лиц нашего города. Но на них (лицах) почти ничего не отражалось. Наше руководство умеет сдерживать свои эмоции. У него будет возможность выплеснуть их на обкомовских дачах. Но мне доступ туда заказан.
Галерейщики и радовались, и дивились: надо же, какой ажиотаж в народе! Изучили бы для начала наше все. Ведь в НКГ есть своя коллекция подлинников. От некоторых Эрмитаж не отказался бы. Висит, например, тот же Крюгер. Правда, портрет великого князя Николая Николаевича поменьше размером, причем под стеклом, да и рама постарее, но разве это умаляет его достоинства? Эрмитажный портрет императрицы Александры Федоровны в ее любимой гостиной Петергофа после верховой прогулки кисти того же Крюгера лишен показной роскоши, но роскошен как произведение искусства. Жаль только, что в каталоге, напечатанном специально к событию в Новосибирске, эта картина дана в зеркальном варианте: героиня смотрит в другую сторону. С остальными портретами как Крюгера, так и других авторов никаких оплошностей нет.
Проще было выпить бокал презентационного шампанского, чем пробиться к полотнам. Словно в НКГ воплотилась одна из сцен густонаселенного фильма «Русский ковчег». Это никак не соотносилось с музейной атмосферой тишины, таинства и умиротворения. Но все преходяще. На следующий день в галерее все было как обычно: тишь да гладь да божья благодать. Четыре–пять посетительниц в зале никуда не торопились и мудро постигали старинную живопись. Особенно они задерживались у портрета генерала Н. М. Каменского кисти придворного живописца Фридриха Георга Вейтша. Это самое романтическое полотно на выставке.
Герои «Русского ковчега» — это персонажи выставленных полотен, представители высшего сословия. Но там они стали куклами, а здесь предстали живее всех живых. Та псевдожизнь ничего общего не имеет с Рудольфом Виммером, Людвигом Гуттенбруннером, Джорджем Доу, Эдуардом Магнусом. Их картины пахнут чем–то волшебным, а может, так должен пахнуть воздух, в котором смешались прошлое и настоящее. Дамы красивы, кавалеры мужественны. Герои предстали не такими, какими были в действительности. Портретисты знали, что от них требовалось. Их кисть привыкла льстить и угождать, выписывать ордена и позументы, броши и банты. Взгляд получался задумчив и горд. Улыбка одухотворена и загадочна. Но прошли века, и эти свидетельства истории рассказали больше, чем съемка тысячи безликих фигур.

Общая площадь Эрмитажа составляет 187016 кв. метров. Экспозиционно–выставочная площадь — 54 тысячи кв. метров. В Эрмитаже хранится 2948748 экспонатов. В международном каталоге малых планет в 1997 году зарегистрирована новая планета, которая получила название HERMITAGE. В том же году Международный астрономический союз присвоил другой малой планете имя Пиотровский — в честь отца и сына Бориса Борисовича и Михаила Борисовича.
Ныне директором Эрмитажа является Михаил Борисович Пиотровский — член–корреспондент Российской Академии наук, действительный член Академии художеств, член президиума комитета по Госпремиям, заместитель председателя Совета по культуре при президенте РФ, профессор Санкт–Петербургского государственного университета, председатель Союза музеев России. Награжден орденом Почета (Россия), орденом Почетного легиона (Франция), орденом Полярной Звезды (Швеция), орденом «Заслуги перед Итальянской республикой», орденом Ярослава Мудрого (Украина), медалью Пушкина.
В программе «Эрмитаж в Сибири» кроме НКГ принимают участие бурятский, хакасский, красноярский, иркутский, кемеровский музеи.




Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.