Земфира Гафарова: «Пройдет время, и о нас вспомнят!»

На месте не стоят ни большой, ни любительский спорт. Растут физические и психоэмоциональные нагрузки, растет результативность. Сегодня спортсмены могут показывать такие результаты, о которых еще десять лет назад можно было бы только мечтать. Однако, по словам президента Областной федерации спортивной медицины Земфиры Михайловны Гафаровой, медаль блестит только внешне. За ней стоят пот, кровь, слезы и травмы. Поэтому с развитием спорта все больше внимания уделяется и спортивной медицине.

— Земфира Михайловна, пишут, что наиболее развита спортивная медицина за рубежом, в частности в США. Там этой области медицины уделяют особое внимание. Ведь за границей процветает профессиональный спорт, а это большие деньги. И чтобы зарабатывать еще больше, нужно спортсменов поддерживать в великолепной физической форме, ограждать от травм, а также быстро и эффективно их лечить. Для этого нужно дорогостоящее оборудование, дорогостоящие реактивы, дорогостоящие лекарства, дорогостоящие... И там все это есть.
— Все так и не так одновременно. Дело в том, что спортивной медицины как таковой в США не существует. Там есть просто клубные врачи. Обычно на всю команду их не более трех человек. Первый врач оказывает необходимую помощь пострадавшему спортсмену, второй занимается его реабилитацией, третий врач, как правило, массажист. Если же спортсмену нужно пройти медицинское обследование или он заболел, то он лечится в обычной больнице.
Спортивная медицина — понятие сугубо российское. Этот раздел медицины зародился в России, в России же получил свое развитие. Наша спортивная медицина строится на диспансеризации — наиболее эффективном, как показывает практика, методе лечебно–профилактического обслуживания спортсменов. Когда начинающий спортсмен приходит в спортивную секцию, он приносит с собой справку от участкового врача, в которой говорится, может ли он заниматься активным спортом или не может, а также перечисляются перенесенные им заболевания. Через год его уже ставят на учет в районный врачебно–физкультурный диспансер. Когда спортсмен выполняет норматив I разряда или становится членом сборной команды города, области, России, то его переводят в областной врачебно–физкультурный диспансер. Здесь его наблюдают специалисты (от травматолога и терапевта до невролога и лор–врача) до последнего дня его пребывания в активном спорте. И даже больше того. Спортсмен привыкает к врачам, которые знают все о его здоровье. Да и врачи тоже за много лет успевают полюбить его. Поэтому очень часто многие бывшие спортсмены продолжают обращаться к нам за медицинской помощью, и мы им никогда не отказываем.
— Вы сказали, что в случае травмы или другого какого–либо заболевания за рубежом спортсмена направляют в обычную больницу. Но разве то же самое не происходит у нас?
— Так сложилось, что всю спортивную травму в городе ведут главный травматолог области заведующий отделением травматологии Государственной областной клинической больницы Иван Васильевич Бауэр и врач–травматолог отделения руководитель центра по лечению последствий балетной и спортивной травмы Егор Юрьевич Дремов.
Таким образом, нашим спортсменам государство уделяет, безусловно, большее внимание, если говорить только о медицинском обследовании и наблюдении. Но если говорить о материальном обеспечении системы здравоохранения в спорте, то, конечно же, клубные врачи имеют все необходимое оборудование и все необходимые медикаменты для определения состояния тренированности спортсмена, поддержания его спортивной формы, быстрейшей реабилитации и так далее. А поскольку в большом спорте крутятся большие деньги, которые соблазняют некоторых людей и подталкивают на нечестную спортивную борьбу, то выделяется огромные средства и на допинг–контроль. Например, в той же Америке в год проводится до 30 тысяч биопроб на допинг, цена же одной биопробы составляет порядка 250 долларов. Поэтому в России таких биопроб проводится единицы.
— Можно ли в таком случае говорить о том, что наши спортсмены используют допинг и при этом не боятся разоблачения?
— Говорить можно, утверждать — нет. Ведь биопробы у нас проводятся только на соревнованиях самого высокого уровня, например чемпионате России. Поэтому уличить спортсмена, принимающего допинг, можно только в том случае, если поймать его за руку.
...Не хотелось бы выносить сор из избы... Тем не менее справедливости ради должна сказать, что в последнее время возникло негласное соперничество между спортивными врачами команд — кто качественнее из них подготовит команду на допинге. Это происходит отнюдь не сплошь и рядом, как об этом говорят, но это, к сожалению, есть.
А за рубежом к этой борьбе активно подключаются и фармакологи. Различными способами они искусно скрывают присутствие в организме запрещенного вещества. То и дело появляются сообщения, что фармакологи разработали очередной допинг–«невидимку», но как только специалисты допинг–контроля начинают его определять, сразу же появляется новый «невидимка».
— Каково ваше отношение к допингу?
— Только отрицательное. Я изучила эту проблему, знаю, какие препараты дают спортсменам, как они действуют на организм, поэтому утверждаю, что даже один курс допинга может существенно навредить здоровью. А сколько таких курсов проходят спортсмены за свою карьеру: десять–пятнадцать–двадцать? Занятие активным спортом — это совсем небольшой отрезок в жизни, а впереди — значительно большая ее часть. Зачем же терять здоровье? Оно необходимо для активной жизни, для создания полноценной семьи, рождения и воспитания здорового потомства, для здоровой старости, наконец.
Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Заработать титул чемпиона — мечта каждого спортсмена. Но именно заработать, а не украсть. Вы понимаете, что я имею в виду?
— О спортсменах говорят, как о сильных, выносливых и здоровых людях. Сильных — да. Выносливых — конечно. Но здоровых ли?
— Вот для этого мы и нужны, чтобы спортсмены были здоровыми. Безусловно, физически и психологически они подготовлены лучше обычных людей, но запредельные физические и психоэмоциональные нагрузки, которые они испытывают во время соревнований, отрицательно сказываются на здоровье. Не лучшим образом отражаются на их самочувствии и постоянные перелеты, смена часовых поясов, смена обстановки, регулярные сбои в режиме сна, питания и так далее. Поэтому спортсмены требуют особенно пристального внимания со стороны врачей.
— А как они сами относятся к такому повышенному вниманию?
— Спортсмены как никто другой понимают, что от здоровья зависят спортивная карьера, долголетие в спорте, материальное благополучие. Поэтому от медосмотров они не увиливают. И если нужно провести полный курс лечения, то они обязательно его пройдут. Когда я только начинала работать, мы заполняли специальные бланки–извещения о том, что спортсменам нужно пройти очередной медосмотр, и отправляли бланки по почте. Сейчас такого уже нет. Больше того, если вдруг возникают какие–то проблемы, спортсмены сами приходят к нам с просьбой оказать им помощь.
Изменилось к нам и отношение тренеров. Раньше они приходили в диспансер только для того, чтобы получить заветный допуск к соревнованиям. А сегодня тренеры интересуются вопросами физиологии спорта, вопросами фармакологии, психологии, биомеханики и задают порой такие вопросы, на которые и доктор–то не сразу ответит. Поэтому мне приходиться все время идти в ногу со временем. Я постоянно занимаюсь самообразованием, интересуюсь последними достижениями клинической фармакологии, современными методами медицинской подготовки, лечения и реабилитации (в том числе психологической) спортсменов.
— Земфира Михайловна, это правда, что спортивный врач — специальность дефицитная?
— Современный спорт претерпевает бурное развитие. Открываются коммерческие спортивные клубы, с каждым годом появляется все больше прекрасных спортсменов. Тренеры и сами спортсмены понимают, как важно здоровье для того, чтобы побеждать не от случая к случаю, а постоянно. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы у них был хороший спортивный врач. А специалистов в области спортивной медицины, на самом деле, очень немного. Поэтому у спортивных врачей появилась возможность выбирать наиболее выгодные предложения.
Я говорю не о нашем городе, а вообще. Нас в стране так мало, что мы знаем друг друга в лицо. Кстати, сейчас появилась тенденция: российских спортивных врачей и врачей из стран СНГ начали активно приглашать к себе спортивные клубы из стран Восточной Европы. Это говорит о том, что профессиональный уровень наших спортивных врачей очень высок.
— Может ли обычный врач пройти специализацию и стать спортивным врачом?
— Я почувствовала себя уверенно только после того, как отработала в спортивной медицине 15 лет. За это время я прошла интернатуру по терапии, специализировалась по функциональной диагностике, изучила спортивную травму настолько, что сама могут вести прием как травматолог. Наконец, я прошла специализацию по психотерапии в спорте. И в настоящее время мне приходиться все время пополнять свои знания, читать специальную литературу, заниматься вопросами профилактической медицины в спорте. Это очень важный раздел современной спортивной медицины, изучение которого позволяет давать рекомендации, в каком режиме заниматься конкретному спортсмену, какова должна быть частота тренировок, на что следует уделять больше внимания, чтобы его самочувствие не ухудшилось.
— Земфира Михайловна, может быть, чиновники не выделяют деньги спортивной медицине, считая, что куда важнее, например, направлять средства на лечение тех же детей?
— Спорт — это ведь еще и политика. Не только большая политика, но и малая. Выделяя деньги на спорт, чиновники тем самым способствуют его развитию. Появляются замечательные спортсмены, число их растет, и они постепенно становятся примером для подражания. Дети хотят стать такими же сильными, такими же выносливыми, такими же красивыми, они хотят научиться побеждать. Вы понимаете? Побеждать! Это пригодится им не только в спорте, это пригодится им в жизни. До большого спорта дорастут немногие. Для этого нужно не только трудолюбие, нужен талант. Но, занимаясь несколько лет в обычной спортивной секции, ребенок обеспечит себя здоровьем, станет уверенным в своих силах, закалит характер. Разве это плохо?
Занятие спортом — это ведь еще и элемент общей культуры. Человек должен быть развит гармонично. Он должен быть образован и он должен быть здоров, потому что здоровье — это высокое качество жизни, без которого немыслимо дальнейшее развитие. И это самое здоровье ребенку дает физическая культура, спорт.
Это все прекрасно понимают. Просто экономика у нас еще не встала на ноги. Но когда–нибудь это обязательно произойдет, и тогда о нас непременно вспомнят.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.