«Мы — столичные сибиряки»

Так считает заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Новосибирской государственной филармонии Игорь Юдин.

— Игорь Викторович, в последние годы (особенно после того, как Новосибирск стал центром Сибирского Федерального округа) за нашим городом закрепился полуофициальный титул «столицы Сибири». В то же время мне приходилось слышать титул «Сибирские Афины» применительно не то к Томску, не то к Иркутску. Каково Ваше мнение на этот счет?
— Я считал и считаю, что дело здесь не в формальном статусе, а в духе, душе города, если уместно такое понятие. А душа города, как и человеческая, либо открыта и дарит себя другим, либо агрессивна и отталкивает от себя. Я не хочу сказать ничего плохого о москвичах, например, но в последнее время с грустью замечаю, что москвичи утрачивают человеческий характер отношений друг с другом: все начинает заменять меркантилизм, пресловутые товарно–денежные отношения. Я против такой «столичности». Считаю, что души наших сибиряков куда чище и притягательней. А у Новосибирска душа особая среди сибиряков. Поэтому мы — столичные сибиряки.
— И поэтому Новосибирск все чаще становится эпицентром культурных событий не только сибирского, но и международного уровня?
— Думаю, что да. Скажу только то, что сразу приходит на ум: можно назвать и решение вопроса с финансированием ремонта Оперного, и проходящую сейчас выставку коллекции Эрмитажа в картинной галерее, и Международную биеннале графики, и Рождественский фестиваль искусств, который пройдет со 2 по 20 декабря, и то, что в прошлом году наш Камерный хор смог принять участие во Всемирном фестивале духовной музыки в Роттенбурге, и многое другое...
— А проведение в Новосибирске Дней славянской письменности и культуры? Это ведь наглядное свидетельство не только притягательности сибирской души, но и использования административного ресурса...
— Да, это было событие колоссального значения прежде всего именно в духовном измерении. Приведу вам только один пример: в рамках Дней мы провели первое Хоровое вече Сибири. Мы собрали несколько десятков хоровых коллективов и хоровых ансамблей со всей Сибири: из Омска, Томска, Тобольска, Кемерово, Красноярска, Иркутска, причем самых разнообразных. Среди них были детские и церковные, профессиональные и любительские. Можете представить себе, скольких трудов и усилий это стоило (не говоря уж о средствах)! Но зато когда Вече — в общей сложности более 500 человек — выступало на площади Ленина единым хором, послушать пришли десятки тысяч человек. Это был удивительный праздник нашего духовного единения — такое бывает разве что на 9 Мая! Не спорю — все это стоило немалых средств, которые изыскивались и из федерального, и из областного бюджета, но разве такое можно измерить деньгами?
— Наш город не только притягивает события к себе, но и рассылает по всему миру своих посланцев — «послов культуры», с которых начинается взаимопонимание и духовное сближение народов, которого нам так не хватает в наше сложное время. Но ведь поездки «послов культуры» упираются сейчас не столько в духовные, сколько опять–таки в финансовые проблемы...
— Финансовые проблемы были всегда — вспомните пресловутый «остаточный принцип» финансирования культуры в СССР, что тем не менее не мешало нашему искусству (в том числе и с периферии) и при советской власти блистать во всем мире. Такие имена, как Арнольд Кац или Валерий Егудин, знали далеко за пределами СССР. Безусловно, трудности были. За примером не надо далеко ходить: наш Камерный хор, созданный в 1981 году, до 1991 года был «невыездным». Однако тот «провал» в сфере поддержки культуры, который настал в 90–е годы, не идет ни в какое сравнение с трудностями «эпохи застоя». Это можно отследить даже на злоключениях нашего Камерного хора: где только нам не пришлось базироваться в эти годы! Мы располагались и в средней школе, и в храме Александра Невского (до того, как он был возвращен РПЦ), и вот теперь — в бывшем Доме политического просвещения (нынешний Малый зал филармонии — К. А.). Впрочем, спросите представителя любого нашего творческого коллектива — он вам поведает о своем «мильоне терзаний».
— И неужели Ваш собственный «мильон терзаний» продолжается?
— Ну что вы! Первые годы наступившего века — это если не «коренной перелом», то, во всяком случае, явно ощутимый прогресс. Появляется ощущение не только возрождения нашего самосознания, нашей самобытности, но и востребованности чего–то возвышенного, духовного в масштабе как всей России, так и отдельных регионов. Новосибирская область — не исключение, и это выражается не только в том, что у нас, бюджетников от культуры, появилась, извините, уверенность в завтрашней зарплате. Я далек от финансовых штудий, и поэтому когда я читаю в отчетах, что в Новосибирской области за последние четыре года финансирование культуры и искусства выросло в три раза — это мне мало о чем говорит. А вот когда мы едем выступать в Колывань и видим там новехонькую, только что отстроенную школу, или когда узнаешь, что в области построено и реконструировано восемь Домов культуры, в том числе построены новые в Сузуне, Усть–Тарке, Каргате, или построена хорошая шоссейка, по которой можно ехать на гастроли в Томск — вот тут я чувствую реальную заботу о культуре со стороны областной администрации.
— Мне кажется, что одной из примет души Новосибирска является готовность нести искусство не только за тридевять земель, но и в собственную «глубинку»...
— Согласен. И мы (опять–таки при поддержке обладминистрации) обеспечиваем по мере возможности «проникновение» культуры в районы области. Например, фестивали русской музыки «Покровская осень», когда коллективы филармонии выступают с концертами в райцентрах, становятся ежегодными. У нас в области сейчас делается очень много для поддержки талантливой молодежи, в том числе из сельской местности, начиная от помощи для участия в зарубежных поездках и кончая созданием первого и единственного за Уралом театрального института под руководством Сергея Афанасьева.
— А если бы Вы стали губернатором, на что бы Вы обратили пресловутый «административный ресурс»?
(Задумывается.)
— Знаете, когда я встречаюсь с современными молодыми людьми, то с сожалением замечаю, что из–за отсутствия тех организаций, которые в свое время прививали навыки пения (пионерской, октябрятской песни), у них совершенно не развиты голоса. Поэтому, будь на то моя воля, я бы в обязательном порядке вернул в школу уроки пения. Перефразируя известное изречение, можно сказать: «Здоровому голосу — здоровую душу!» Душу столичного сибиряка.
— Спасибо за беседу.

Константин АФИНОГЕНОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.