Врач — профессия травматичная

Сегодня мы вновь возвращаемся к теме «синдрома сгорания» — теме актуальной, непростой. Предыдущие статьи, опубликованные в прошлых номерах «ДО», породили немало откликов. Свое мнение по этому поводу высказывали научный сотрудник лаборатории клинической иммунофармакологии Иван Валерьевич ШИРИНСКИЙ, главный детский эндокринолог города Маргарита Анатольевна КОВАРЕНКО, другие известные медицинские специалисты. На этот раз предлагаем вашему вниманию статью сотрудника Областного центра медицинской профилактики Юлии ДОКУКИНОЙ.

Врач — профессия гуманная. Но, к сожалению, не в отношении самого врача. Из–за постоянного контакта с человеческой бедой, а болезнь — это беда, представители самой гуманной профессии страдают порой не меньше самих пациентов. Недаром психологи и психотерапевты заговорили в последнее время о «синдроме сгорания», состоянии, которому подвержены те, чьи профессиональные интересы лежат в системе «человек — человек». А значит, не в последнюю очередь касается эта проблема врачей. Тем более что наш век высоких технологий требует от человека быстрой реакции, больших психических и физических затрат.
«В настоящий момент синдром сгорания представляют как постепенно вырабатывающееся безэмоциональное отношение к работе и к объекту своей работы, то есть к пациенту, — рассказывает кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии НГМА Татьяна Игоревна Ласовская. — Вообще, синдром сгорания включает нарушения в нескольких областях. В первую очередь, это эмоциональная сфера. У человека, страдающего от синдрома сгорания, формируются депрессии, чувство беспомощности, неспособность изменить ситуацию. Врач может проявлять агрессию по отношению к пациенту. Наступают изменения в поведении, такие как нежелание идти на работу, опоздания (15–20 минут становятся нормой), уходы раньше времени. Страдает ответственность, ухудшаются отношения с коллегами, человек становится обидчивым, неспособным воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки. Проявлением синдрома сгорания можно считать также такое изменение в поведении: человек переносит свою профессиональную роль в повседневную жизнь. То есть врач начинает всех лечить, учитель начинает всех учить, управленец всех «строит».
Кроме того, это отражается и на здоровье. Врач начинает часто болеть, причем какими–то не очень серьезными заболеваниями. Это связано не с контактами с больными, а с истощением сил. Известны случаи, когда человек, покинув систему здравоохранения, сразу переставал болеть. То есть с исчезновением травмирующего фактора уходили и болезни.
Профессия врача вообще достаточно травматична. Ведь врачам приходится решать для себя некоторые жизненные вопросы гораздо раньше, чем другим людям. Врачи рано сталкиваются со смертью. Но они не могут умирать с каждым своим пациентом. Поэтому либо необходимо выработать некую защиту, либо уйти из здравоохранения.
Так или иначе, синдром проявляется у врача любой специальности. Но существуют определенные контингенты больных, требующие очень высоких психологических и физических затрат. Например, средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» за полгода. Также наиболее травматичной является работа в реанимации, в неонатологии, работа с пожилыми, наркологическими больными, больными СПИДом. Таким образом, быстрота «выгорания» напрямую связана с тяжестью контингента.
Значит ли это, что выбирая врачебную профессию, человек изначально обрекает себя на жизнь в состоянии постоянного эмоционального напряжения и обречен «сгореть на работе»? Татьяна Игоревна Ласовская с этим не согласна: «Хотя на настоящий момент методик профилактики «синдрома сгорания» не существует, есть ряд факторов, влияющих на синдром. И работа с ними могла бы считаться профилактикой синдрома сгорания.
На первом месте среди этих факторов стоит зрелость личности. Работать в медицину приходят в 20–22 года, а средний персонал еще раньше. Конечно, в этом возрасте личность до конца не сформирована. В связи с этим Американской ассоциацией врачей было принято решение о пересмотре системы образования. По мнению ассоциации, главная роль должна отводиться не столько приобретению специальных знаний, сколько «выращиванию» личности.
Следующий фактор — это пол. Женщины ощущают ответственность не только за пациентов, но и за близких им людей, поэтому «выгорают» быстрее. Еще один фактор — тип поведения. Работоголики с высокой степенью ответственности больше страдают от синдрома сгорания. К организационным факторам относится режим работы. Если снизить интенсивность и нагрузку, то можно нивелировать проявления синдрома. Фактором риска также является отсутствие поощрения. Если человек не слышит от своей администрации слов благодарности, то страдает его самоценность. И руководители должны об этом знать. К факторам риска относится и неадекватная оплата труда. Ведь есть сферы, где затраты труда огромны, и если работник не получает соответствующей материальной компенсации, у него возникает вопрос о собственной необходимости. Вообще, эта проблема восходит к категории социальной справедливости».
Надо отметить, что наличие «синдрома сгорания» никак не связано с конкретными социально–экономическими условиями, в которых человек существует. Большинство исследований по синдрому сгорания проведено за рубежом, где социально–экономическая ситуация более благоприятна. Но и там работники здравоохранения страдают от этого синдрома. Татьяна Игоревна считает, что это скорее связано с заботой о людях. К примеру, в каждом лечебном учреждении должна быть комната отдыха для персонала, но сегодня это чаще всего непозволительная роскошь.
Тем не менее, бороться с «синдромом сгорания» можно и нужно. Татьяна Игоревна Ласовская считает, что для этого нужно прежде всего иметь информацию о синдроме сгорания. Кроме того, можно следовать некоторым рекомендациям. Известно, что у врачей существует кодекс поведения с пациентами, называемый деонтологией. Находясь в рамках этого кодекса, врач копит отрицательные эмоции, а это тесно связано с синдромом. Поэтому необходимо иметь место, где можно выплеснуть свои эмоции, разгрузиться. У работников социальной сферы, в том числе и врачей, существует множество обязательств, в их мире правит слово «надо». Поэтому необходимо время от времени вспоминать о своих желаниях, прислушиваться к ним и позволять себе их реализовывать. Иначе потом желаний совсем не станет. Человеку еще нужна возможность побыть вне социальной роли, сходить туда, где его не знают. Например, в спортзал или на танцы. Там легко отключиться от повседневных забот, отдохнуть. Общепринятым является мнение, что врач — самоотверженный человек, жертвующий собой ради пациента. На самом деле, для того чтобы более эффективно работать, врачу необходимо быть эгоистом в хорошем смысле слова. Он должен заботиться о себе, чтобы заботиться о других.
Остается только добавить, что все эти рекомендации являются общими и изложены в книге Макарова «Избранные лекции по психотерапии» в разделе «Ментальная экология». Там же есть и специальные рекомендации. Например, хорошим резервом обладает учеба. Медработникам полезно проходить курсы повышения квалификации. Также полезны занятия наукой, потому что дают новый взгляд на проблему, работа со специальной литературой.



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.