Операция «Дичь»: столкновения силовиков не было, но жертвы есть, и немалые

Позавчера по городу пронеслось сообщение о сенсации местного масштаба: начальник облГУВД генерал Соинов заявил об отставке руководства местного управления по борьбе с организованной преступностью: начальника УБОП Петра Козырева и двух его заместителей — Александра Голошубина и Андрея Смирнова. К вечеру из неофициальных источников стало известно: расстаться с должностью придется и еще одному ответственному работнику — недавно назначенному на должность начальника нового отдела УБОП Руслану Кулиеву.

Если эти увольнения станут реальностью (не будут отменены), то глава облмилиции не только внесет большой личный вклад в борьбу с борьбой с организованной преступностью (на этом поприще ему все равно не обогнать глав МВД и государства), но и нанесет весьма неожиданный удар «ниже пояса» руководителям нашего УФСБ и области, которые очно (лично) и заочно (обезличенно) делали вид, что «в Багдаде (читай: в Новосибирске) все спокойно».
То есть сначала в течение дней двух–трех электронные СМИ будоражили население сообщениями о силовом конфликте (чуть ли не войне) между областными УФСБ и УБОП. Так что губернатору пришлось даже успокаивать земляков через тот же телевизор: мол, никакого столкновения не было — был рабочий момент. То же самое пытались внушить миру через лояльные СМИ «рыцари плаща и кинжала», а их неофициальные миротворческие идеи не без удовольствия брались озвучивать «НН» (см. «Операция «Дичь».)

Откуда коллеги–телевизионщики узнали о столкновении? Скорее всего, из сводки окружного ГУ МВД. А много из сводки можно узнать при полном отсутствии официальных комментариев? Вот и дали повод своими сообщениями для резких наскоков со стороны тех, кто от комментариев отказывался.

Неточности телесообщений дали повод должностным лицам из силовых структур говорить чуть ли не о злонамеренности или глупости журналистов и их СМИ. В УФСБ вроде даже начали жалеть о том, что, соблюдая этику, окружали тайной первичную информацию. Звучало знакомое до боли: мол, видимо, кому–то надо (выгодно) ссорить две почтенные структуры. В облГУВД же по–прежнему стояли на своем: никакой информации никому давать не позволено — полная тайна «вкладов» то есть. Казалось бы, ну и ладно, пусть себе строжатся — кому интересно, насколько они там таинственные... Без них разберемся в том, что было...

«Вот и все, что было, — ты как хочешь это назови»

А было то, что 8 октября в результате проведения совместных с прокуратурой следственных и оперативных мероприятий сотрудники УФСБ пресекли противоправную деятельность оперработника одного из отделов («антитеррористического») областного УБОП. Сначала это действие рассматривалось как вымогательство взятки массой 50 тысяч рублей, но потом трансформировалось в мошенничество. Сюжет же его таков... Некое лицо «кавказской национальности» зафигурировало в неком уголовном деле, в связи с чем у него забрали паспорт. Паспорт находился у следователя. А убоповец, узнав об этом, предложил свои услуги: мол, ты мне платишь, а я тебе паспорт отдаю. И якобы получил еще в июле 30 тысяч рублей, но то ли их ему показалось мало, то ли он ощущал, что вернуть паспорт не может... Словом, он запросил еще 20 тысяч, каковые «нанайцу» брать было уже вроде как негде. Оставшись без 30 тысяч рублей и без паспорта, он вынужден был обратиться через посредника в УФСБ, среди задач коего вообще–то есть изобличение коррупционеров в милиции (правда, на деле сия задача осуществляется крайне выборочно).
Оперработники УФСБ получили подтверждение настоящей информации и передали материалы в прокуратуру Центрального района по подследственности, где возбудили дело по пункту «а» части 4 статьи 290 УК РФ (вымогательство взятки). В ходе производства обыска в служебном кабинете подозреваемого предмета взятки (денег) не нашли, зато нашли большое количество взрывчатки промышленного производства, ручную боевую гранату РГД–5, запалы к ручным гранатам и карабин «Сайга», происхождение которых подозреваемый и его начальство якобы объяснить не смогли (хотя и не очень понятно: а их спрашивали?). Как теперь выясняется, тут же действительно нашелся и героин. А вот про секретные бумаги речь следует вести якобы совсем не так, как это делали журналисты. Чекисты не искали секретные бумаги, а совсем наоборот — нашли их там, где их быть не могло. То есть режим секретности был нарушен со страшной силой — бумаги с грифом валялись где и как попало.
Не найдя в кабинете 20 тысяч рублей, якобы полученных (при встрече от кавказца) убоповцем в своем авто, чекисты решили искать их в машине подозреваемого, но тот заявил, что утратил ключ от машины (во время обыска, что ли?). Чтобы не взламывать его машину, часть совместной группы выехала к нему домой за дубликатом ключа. А оставшаяся часть охраняла свою машину, куда сложили изъятую взрывчатку. Но тут якобы около десятка (не три, как казалось «НН», а почти десять) сотрудников СОБРа (спецотдела быстрого реагирования) УБОП неожиданно блокировали служебную «ГАЗель», где находились спецназовцы УФСБ со следователем прокуратуры, следившие за машиной подозреваемого. И они же якобы похитили оттуда те самые деньги, находившиеся в «бардачке». После чего группа противоправно действовавших милиционеров разделилась: одни скрылись на ожидавшем их автомобиле, другие ушли в УБОП.
Вот об этом–то и были поставлены в известность начальник ГУВД области и облпрокурор, которые послали на место происшествия руководителей помельче. А по факту противоправных действий сотрудников УБОП прокуратура Центрального района возбудила еще одно уголовное дело по части 2 статьи 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия). В его рамках часть «нападавших» сотрудников УБОП на сегодня якобы уже опознана.

Перекуем «мечи» на «орала» (которые от слова «орать»)?

Примерно так ситуация виделась разоблачителям (свое видение «НН» представляли в прошлом номере), хотя официально они если и говорят, то только о сотрудничестве с УБОП, которое было, есть и будет, а столкновения — не было... И вот цена их взглядов и позиций — и официальных, и неофициальных: как только стало известно про отставки в УБОП, все вопросы насчет столкновения и сотрудничества прояснились сами собой. Для чего генерал Соинов сделал больше, чем требовалось... Сами «миротворцы», конечно, могли и не предвидеть такого исхода, тогда как некто пытался им «вставить в уши», чем дело кончится. Прямо открытым текстом говорил: этот ... генерал использует ситуацию во вред делу (тому, за которое болеют «потребители» борьбы с преступностью — обычные, рядовые, законопослушные граждане). Потому что этот ... генерал если и отличался, то не в оперативной работе (не в той самой борьбе). А о том, где и как он отличался, не раз повествовали не только «НН», но и центральные СМИ. Например, журнал «Советская милиция», когда милиция была еще советской, а Соинову до генерала было еще далеко, да и до Новосибирска тоже (он тогда в Воронежской области «прозябал» на благо...). Возможно, еще в те времена у него сформировалась стойкая нелюбовь к борцам с оргпреступностью, а это так роднит его с нынешними лидерами страны, МВД и... Первомайского ОПС города Новосибирска. Эх, дать бы по тем рученькам, каковые перетащили из Черноземья в Сибирь данного г–на, вследствие деятельности здесь коего даже бывшим операм (не говоря уже о действующих) приходится конфликтовать с родной милицией и оплакивать ее участь.
Словом, сбылось предсказание. И многим от этого стало хорошо? Все заверения об отсутствии столкновения между УФСБ и УБОП теперь можно считать просто болтовней, сколько бы и доле облГУВД ни воздерживалось от комментариев и ни отрицало связи между тем столкновением и отставками. А накануне выборов такой поворот может считаться и грубой умышленной подлянкой главному претенденту. Что же касается пользы для дела...
Когда на милицейского начальника строчат кляузы представители братвы — это означает, что начальник хороший или плохой? Как минимум это значит, что он создает кляузникам проблемы (иначе стали бы они «головы греть» сочинительством?), не правда ли? А на управляемого или продажного жаловаться будут? Так вот на Козырева, Голошубина, Смирнова, Кулиева жалобы поступали. И немало (дать почитать?). А как вы думаете, на Соинова и его замов мы жалобы найдем? Если, конечно, не называть жалобами ту кучу публикаций, где шла речь и об уголовных делах, где фигурировал Соинов и кое–кто из его родни.
Одной «снайперской» истории для кого–нибудь другого хватило бы, чтобы навсегда исчезнуть из МВД... Это когда снайперские винтовки Драгунова (СВД), отвоевав в Чечне с бердской бригадой спецназа, списались из армии и по бумагам уничтожились путем переплавки (типа «перекуем мечи на орала»). А на самом деле попали в ту самую службу облУВД, которая отвечала за законность приобретения и хранения всего оружия в области, которая на сей счет «терла уши» нам (обывателям), рассказывая о своих успехах. А в той службе СВД слегка поотпиливали стволы, чтобы они не отличались от охотничьих карабинов «Тигр», и пустили в продажу местной элите. Генералу Соинову досталось тогда два ствола, один из которых затем оказался проданным во много раз дороже третьему лицу. Но генерал при допросе показал, что он покупал не СВД, а «Тигры», причем через подчиненного — майора, и продавал один ствол через него же, но тот ему денег отдал ровно столько, сколько раньше было уплачено, а остальные как бы прикарманил. И, что характерно, тот майор не возражал — он погиб в автокатастрофе. А потому он и оказался виноват во всем, так что дело прекратили за его смертью. Тогда как г–н Соинов получил еще одну генеральскую звезду...
Когда человек так требователен к себе, а его заслуги так высоко оцениваются в МВД, стоит ли удивляться его строгости и принципиальности по отношению к своим подчиненным? Около года Соинову и его команде посылались «импульсы» от общественной организации и «НН» насчет гаишников, преуспевающих в бизнесе. А те отписывались: мол, информация не подтвердилась, проведена проверка... Кончилось же тем, что те же чекисты «хлопнули» тех же гаишников за продажу поддельных водительских удостоверений. Еще примеров надо? Вы их получите...
И к настоящей истории, по всей видимости, предстоит вернуться еще не раз. А пока — вот вам фишка, доказывающая, что не только чекисты к убоповцам прекрасно относятся, но и наоборот. Вот ведь никто из убоповцев даже не намекал журналистам о том, что в том самом «совместном мероприятии» по изобличению опера УБОП участвовал офицер безопасности, папу которого убоповцы (из отдела, подчиненного Смирнову) «сломали» на мошенничестве, а дело по этому факту возбуждено по части 3 статьи 159 УК (речь идет о крупном размере). Конечно же, сын за отца не отвечает даже тогда, когда отец помогает сыну устроиться на хорошую работу... И что в недрах УБОП вызрело гораздо более суровое дело против чекистов–оборотней, нежели то против оборотня–убоповца, из–за которого у нас случился такой переполох. И того (о крышевании контрабанды), на какое ссылались иные СМИ, взирающие на происходящее как на борьбу спецслужб. И при таком раскладе никто из руководителей УФСБ с треском не уволен. Очевидно, все потому, что в этом ведомстве не проводится показушная (предвыборная) акция по изобличению оборотней, каковая в МВД призвана отвлечь народ от реального положения дел в милиции, переживающей худшие времена.

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.