Движение начинается с регионов


Транспорт и геополитика

Государственная транспортная политика — один из важнейших вопросов для всей страны, считают разработчики стратегии. Его важность продиктована спецификой России с ее огромными территориями, неравномерным экономическим развитием регионов, разной плотностью населения. Поэтому Россия как никакая другая страна зависит от оптимально налаженной работы транспортной системы.
Транспортная система играет заметную роль в геополитическом положении России, в ускорении темпов социально–экономического развития страны. В отличие от многих государств транспортная система России является не следствием экономического и социального развития, а мощным механизмом для решения государственных задач как внутри страны, так и на международной арене. Чтобы добиться существенного роста экономики (удвоение ВВП), нужно опережающими темпами развивать транспортную систему. К такому выводу пришли ученые СО РАН, разработавшие транспортно–экономический баланс Российской Федерации.

Какая транспортная система нам необходима?

России нужна единая, оптимально действующая транспортная сеть, которая бы объединяла работу железнодорожного, авиационного, автомобильного, трубопроводного, речного и морского транспорта. Нам необходима единая сеть внутренних и международных транспортных коридоров, чтобы обеспечить выход (в том числе и в качестве транзитного перевозчика) на крупнейшие мировые рынки.
Развитие транспортной системы может стать хорошим стимулом для усиления экономической активности и развития новых производственных мощностей. Это важно прежде всего для слабо освоенных районов Сибири и Дальнего Востока. Такой была логика освоения российских богатств, сибирских просторов. Так происходило, когда прежние поколения создавали Транссибирскую магистраль, прокладывали Северный морской путь, разрабатывали природные ресурсы Сибири.
Развитие транспортных коммуникаций дает возможность осваивать новые месторождения, формировать целые территориально–производственные комплексы и одновременно строить предприятия, ориентированные на выпуск продукции высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке.
Освоение российских богатств всегда сопровождалось использованием гибких финансовых стимулов, в том числе тарифных. Сегодня в России сохранились целые экономические зоны, которые удалены не только друг от друга, но и от основных рынков сбыта. В Сибири сосредоточены крупнейшие предприятия по добыче и переработке сырьевых ресурсов, производству металлов, уникального оборудования. Но важнейшие потребители этой продукции находятся в европейской части страны и за границей. А отсутствие гибкой тарифной политики приводит к значительному удорожанию продукции, снижает ее конкурентоспособность. Поэтому рост объемов производства возможен при снижении транспортных издержек. Добиться этого можно с помощью формирования оптимальной транспортной инфраструктуры, широкого внедрения новых технологий, а также путем развития конкуренции в самой транспортной отрасли.
Развитие транспорта — мощный толчок оживления экономики и улучшения качества жизни людей. Надежное транспортное сообщение, доступность самого транспорта в огромной степени определяют, насколько привлекательно для людей проживание на удаленных территориях.
В частности, в последние годы в стране значительно сократилась малая авиация. В итоге целые районы лишились гарантированного транспортного сообщения. Малой авиации во многих уголках Сибири и Севера, по сути, нет альтернативы. А когда возникают серьезные трудности с транспортом, население начинает покидать освоенные земли. Эта проблема приобретает особое значение для национальных, геополитических интересов страны. В ближайшей перспективе экономику России по–прежнему в значительной степени будут определять ее сырьевые, энергетические ресурсы. А они в основном сосредоточены в Сибири — на территориях с низкой плотностью населения. Поэтому необходимы самые разные стимулы для привлечения в эти регионы людей, и важнейшие из них — надежность и удобство транспортного сообщения.

Транспорт и национальная безопасность

Слабая освоенность прежде всего восточных территорий и отсутствие развитой транспортной сети приводят к снижению уровня национальной безопасности.
Особые проблемы существуют в самой транспортной отрасли, в ее инфраструктуре. В первую очередь — износ основных фондов. Он достигает 55 —70%. Это напрямую влияет на безопасность работы транспорта, ведет к росту издержек. Россия явно отстает в разработке и внедрении новых технологий, что сказывается на качественном уровне самой техники. Особенно заметно отставание в авиастроении и автомобилестроении. Существуют серьезные трудности в приобретении современных транспортных средств, что сдерживает развитие транспортного комплекса. А потому вопрос технического обновления требует специальных политических решений, особой государственной поддержки. В том числе — путем создания новых финансовых инструментов и повышения инвестиционной привлекательности вложений в модернизацию транспортных средств.
Ситуация в дорожном хозяйстве требует активного вмешательства государства. Плохие дороги, их явная недостаточность — это уже вопрос не только экономический, но и политический. Он в значительной степени определяет уровень доверия граждан к государству. Состояние дорог влияет и на качество жизни людей, и на саму жизнь. Высокая транспортная аварийность в России — это в огромной мере результат плохих дорог. И без активного государственного участия в реконструкции, строительстве и содержании дорог обойтись не удастся. Как считают специалисты, госзаказ, государственные капитальные вложения должны существенно возрасти. Также необходимо активно привлекать в транспортный комплекс внебюджетные средства и частные инвестиции. Источниками финансирования могут стать различные варианты концессий. Такая практика была в дореволюционной России. Неплохой эффект способны дать целевые займы, специальные банковские инструменты, лизинг, предоставление особых условий частному бизнесу в развитии транспортной инфраструктуры и другие формы привлечения финансовых ресурсов. По мнению ученых, вложения в развитие транспортной системы будут иметь высокую окупаемость как за счет эффективной работы самого транспортного комплекса, так и за счет развития экономики в целом.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.