Урологи заинтересовались материалами с памятью формы

Урологи считают, что наиболее сложной патологией в урологии являются инфравезикальные («везико» — мочевой пузырь) обструкции. То есть, говоря не медицинским языком, это такие нарушения, которые происходят ниже мочевого пузыря и препятствуют нормальному оттоку мочи по мочеиспускательному каналу.

Стент позволяет облегчиться

Инфравезикальные обструкции возникают в результате травм (например, перелом костей таза очень часто сопровождается разрывом уретры), врожденных изменений уретры, доброкачественной гиперплазии предстательной железы (раньше эту патологию называли аденомой простаты), рака предстательной железы и так далее. Нарушения эти с каждым годом встречаются все чаще, число пациентов постоянно растет, поэтому проблема восстановления проходимости мочи по мочеиспускательному каналу представляется в настоящее время особенно актуальной.
Это действительно очень серьезная проблема. Ведь такие больные обречены ходить с мочевыводящей трубкой и баночкой, что снижает их качество жизни, усиливает социальную дезадаптацию больных. Поэтому вот уже несколько лет над этой проблемой бьются многие видные ученые. Ими разрабатываются всевозможные методы, однако до окончательного решения проблемы, по словам урологов, еще далеко.
Впрочем, ни в коем случае нельзя умалять и достигнутое, тем более что среди предложений, исходящих от урологов, есть масса интересных, а главное, перспективных, которые позволяют эффективно решать поставленные задачи.
Наиболее простым решением является установка стентов при сужении просвета мочеиспускательного канала. Стенты представляют собой скрученную сетку цилиндрической формы. Она раздвигает стенки канала и сдерживает их в таком положении в течение достаточно длительного времени. Правда, рано или поздно, стент все равно придется извлекать, так как он под воздействием солей в моче приходит в негодность. Тем не менее стенты незаменимы при такой патологии, как доброкачественная гиперплазия предстательной железы у людей, обремененных хроническими сопутствующими заболеваниями: ишемической болезнью сердца тяжелой формы, обструктивным и необструктивным бронхитом, эмфиземой легких, пневмосклерозом, гормонозависимой бронхиальной астмой, некомпенсированным сахарными диабетом и так далее. При этих болезнях существующие ныне конструктивно–восстановительные операции мочеиспускательного канала не показаны из–за их продолжительности. Эти многочасовые операции проводятся под наркозом, и далеко не все тяжелобольные могут их перенести. В этих случаях стенты являются прекрасным выходом из положения. Как доказали американцы, внутриуретральные стенты — эффективный и безопасный метод лечения непроходимости уретры при доброкачественной гиперплазии предстательной железы у пациентов, имеющих противопоказания к широкому оперативному вмешательству.
Подобные стенты устанавливают и в Новосибирске, в частности в урологическом отделении областной клинической больницы.

Урологам помогли физики

В то же время большому числу больных требуется проведение хирургической операции для постоянного (а не временного) восстановления проходимости мочи. Это касается тех людей, которые еще молоды, не обременены сопутствующими заболеваниями, перенесли травму. В случае, если требуется восстановить небольшой участок повреждения (2–3 сантиметра), можно обойтись обычной операцией: поврежденный участок удаляется, концы уретры стягиваются и сшиваются. Ну а если повреждение значительное? Просто сшить концы уретры будет невозможно: слишком велико будет напряжение! Существуют ли методы, позволяющие помочь больным?
Рассказывает заведующий отделением урологии областной клинической больницы, доктор медицинских наук, профессор Сергей Иванович ШКУРАТОВ:
— Такие методы, конечно, существуют. Итальянцы, например, для восстановления уретры используют кожные лоскуты, москвичи — вены, взятые из ноги. Канадцы предлагают использовать для этих целей имплантаты из сплава никелида. А мы, в свою очередь, тоже предлагаем сплав, но из никелида и титана. Это сверхэластичный материал, разработанный группой специалистов под руководством академика Виктора Эдуардовича Гюнтера из НИИ медицинских материалов и имплантатов с памятью формы Сибирского физико–технического института при Томском государственном университете. Материал обладает свойствами биологических тканей. В частности, при растяжении или сдавливании он постепенно, также как и ткани организма (с той же скоростью!), принимает прежнюю форму. Новый сплав сразу же нашел свое применение во многих областях медицины, в частности стоматологии, общей и сосудистой хирургии. В урологии же пионерами стали мы.
Мы начали с того, что предложили временные стенты, которые при значительных нарушениях, когда поврежден участок свыше 3 сантиметров, упрощают сшивание уретры «конец в конец». Устройство представляет собой скрученный рулон из пористой фольги никелида титана. Охлажденное в жидком азоте устройство имеет небольшой диаметр, поэтому концы уретры легко на него надеваются. Под воздействием температуры тела, никелид титана начинает расширяться, плотно прижимаясь к стенкам уретры. В результате, моча в этих местах уже не будет подтекать. Таким образом, целостность уретры полностью восстанавливается. А после этого устройство извлекают.
Кстати, самостоятельно мочиться пациентам разрешается уже на следующий день после операции. Правда, остатки мочи в мочевом пузыре все равно отводятся по специальной (цистостомической) трубке, которую мы удаляем только на четырнадцатый день.
Если операция выполнена грамотно, то рецидивов, как правило, не происходит.

Будущее за никелидом титана?

По словам профессора Шкуратова, сверхэластичные материалы, разработанные в Томском НИИ, применяются в урологии не только для реконструкции уретры.
Так, довольно часто во время операции по поводу доброкачественной гиперплазии предстательной железы из–за некоторых анатомических особенностей возникают сильные кровотечения, которые трудно остановить обычным способом. Профессор предложил метод, который позволяет эффективно справляться с этой проблемой. Для этого из пористого никелида титана он создал специальный аппарат, в который заключил хладагент с температурой минус 196 градусов. Этот аппарат вводится в ложе удаленной железы, и его держат там до тех пор, пока кровотечение не остановится.
Еще один метод, разработанный в клинике, — лечение поликистоза почек. Заболевание очень коварное. Оно вызывает почечную недостаточность и нефрогенную гипертензию, бороться с которой почти невозможно. Поэтому примерно каждый третий такой больной нуждается в хирургическом лечении, во время которого хирург удаляет множественные кисты. Операция эта сложная и длится порой несколько часов. Проблема заключается в том, что потом очень сложно восстановить нормальное кровообращение на месте удаленных кист. Однако это удается сделать благодаря применению специальных пористых материалов. В результате реабилитация больных проходит значительно быстрее, а лечащие врачи наконец–то получают возможность более успешно лечить грозное осложнение поликистоза почек — почечную гипертензию.
Урологами областной клинической больницы разработан также метод борьбы со стрессовым недержанием мочи у женщин. На сегодняшний день самым современным и эффективным способом лечения стрессового недержания мочи является введение через влагалище синтетической нити и закрепление ее на шейке мочевого пузыря. Этот способ получил название TVT, что переводится как трансвагинальная петля. Операция очень эффективная, но стоимость ее достигает одной тысячи долларов. С помощью устройства, изготовленного из сверхэластичного материала никелида титана, урологи теперь могут не менее эффективно бороться с патологией. Тем более что стоимость такой операции ни в какое сравнение не идет с дорогостоящей TVT.
И это не предел возможностей сверхэластичных материалов в современной урологии. Разработки методов лечения ведутся и, вполне возможно, уже в ближайшем будущем нам будет что сообщить читателю.

Женская проблема

Стрессовое недержание мочи у женщин — это не только их личная проблема, это проблема современной урологии.
Рассказать о заболевании мы попросили врача–уролога высшей категории МУЗ «Поликлиника N№1» Евгения Львовича ШАБАЛИНА.
— Стрессовым недержанием мочи, по данным разных авторов, страдает от 25 до 40 процентов рожавших женщин. В последнее время появляются сообщения, что на самом деле эта патология распространена значительно шире, а статистика учитывает лишь наиболее тяжелые формы заболевания.
Под стрессовым недержанием мочи понимают непроизвольное подтекание мочи во время кашля, смеха, бега, испуга и других состояний, приводящих к резкому повышению внутрибрюшного давления. Это заболевание не опасно в плане каких–то серьезных осложнений, но оно однозначно снижает качество жизни, иногда в значительной степени. Порционное выделение мочи, происходящее по нескольку раз в день, требует от женщины постоянного использования прокладок, необходимости периодически менять их. Все это вызывает у женщин определенный психологический дискомфорт. Кроме того, у некоторых женщин возникает беспокойство, что от них может исходить неприятный запах (а от нечистоплотных женщин такой запах действительно исходит), и со временем на этой почве у них даже развиваются серьезные психоэмоциональные нарушения, сильно осложняющие их личную жизнь.
— Женщины обращаются по этому поводу к доктору?
— К сожалению, не так часто, как это хотелось бы. В основном к врачу приходят женщины, страдающие большой потерей мочи, которая происходит даже не при кашле или чихание, а, например, при изменении положения тела. Это уже тяжелая форма заболевания. Однако зачем же до нее доводить?
Увы, из–за ложного чувства стыда больные избегают медицинской помощи и в результате остаются один на один со своими проблемами. А многие из них вообще считают, что такое состояние в порядке вещей. Они проводят беглый опрос своих знакомых, узнают, что и у тех происходит то же самое, и успокаиваются.
— Распространено мнение, что помочь при стрессовом недержании мочи может только хирургическая операция. И часто хирурги на ней прямо–таки настаивают. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Во–первых, до того как начать вести прием в новосибирской поликлинике, я заведовал урологическим отделением кемеровской больницы и много оперировал. Могу утверждать, что хирургическое вмешательство может быть действительно очень эффективным. Уже на следующий день после операции женщина оказывается относительно здоровой, в то время как на консервативное лечение уходят недели и месяцы.
Но и хирургическое лечение — не панацея. Некоторым пациенткам приходится делать по три, четыре, пять операций, чтобы достичь определенного результата. Но здесь положительный эффект во многом зависит от правильности выбора метода хирургического вмешательства. На сегодняшний день их известно порядка двухсот, и каждый из них должен быть применен с учетом тяжести конкретной патологии и анатомических особенностей, приведших к стрессовому недержанию мочи.
— Значит, причин, вызывающих непроизвольное истечение мочи, может быть несколько?
— Очень важную, если не сказать ведущую, роль здесь играет родовая травма промежности при родах, что происходит при большом плоде (свыше четырех килограммов), узком тазе. Причиной стрессового недержания мочи может быть гиперподвижность или значительное смещение уретры и шейки мочевого пузыря во время напряжения, что часто имеет место у женщин с опущением передней стенки влагалища. Кроме того, часто недержание мочи у женщин развивается после операций на половых органах и органах малого таза, при гормональных нарушениях, ожирении, заболеваниях, передающихся половым путем, а также в пожилом возрасте, при климаксе, длительном кашле, врожденной недостаточности замыкательного аппарата мочевого пузыря и так далее. Вот почему перед хирургическим вмешательство нужно обязательно провести комплексное обследование пациентки. Требуются уродинамические, эндоскопические, рентгенологические, ультразвуковые методы исследования. Анализ полученных результатов позволит выбрать оптимальный метод оперативного вмешательства.
— В последнее время в Россию из–за рубежа пришел какой–то «уникальный» и «совершенный» метод хирургического лечения стрессового недержания мочи у женщин. Говорят, что в развитых странах он очень популярен: там прооперированно таким образом сотни тысяч женщин.
— По всей видимости, вы говорите об операции с использованием вагинальной петли. Женщине вводят специальную петлю, которая прорастает соединительной тканью. На этом месте образуется эластичный рубец. Он поддерживает кольцевидную мышцу мочевого пузыря и тем самым предотвращает истечение мочи. Метод действительно очень эффективен и считается сейчас чуть ли не «золотым стандартом» хирургического лечения стрессового недержания мочи.
— Не секрет, что многие женщины, страдающие стрессовым недержанием мочи, не пойдут «под скальпель» даже под страхом смерти. Есть ли у них шанс вылечиться с помощью нехирургических методов?
— Я считаю, что любое хирургическое вмешательство должно проводиться только в том случае, если консервативное лечение оказывается неэффективным. То есть сначала нужно придти на прием к урологу, который после обследования примет решение: назначить консервативное лечение или направить пациентку на операцию. Ну, например, нет никакого смысла консервативно лечить пациентку с тяжелой формой недержания мочи, грубыми органическими нарушениями. В данном случае может помочь только операция.
Но в большинстве случаев следует, на мой взгляд, сначала попробовать воспользоваться нехирургическими способами. Как правило, это лечение комплексное: прием медикаментов плюс выполнение специальных упражнений. Лекарство назначается врачом строго индивидуально. Упражнения предназначены для тренировки тазовых мышц и мочевого пузыря. Кроме того, проводится электростимуляция уретрального и анального сфинктеров, корешков сакрального отдела спинного мозга.
— И женщины после этого лечения полностью выздоравливают?
— Говорить о безусловно полном выздоровлении трудно, хотя такие больные, конечно, есть. По данным московских урологов, при лекарственном лечении значительное улучшение возникает в 60–75 процентов случаев. Это очень хорошие результаты. Ведь за ними стоят улучшение качества жизни, социальная адаптация. Но полное выздоровление получают лишь 14 процентов женщин.
— А хирургическое лечение чаще приводит к полному выздоровлению?
— Естественно. Однако следует учитывать, что к хирургическому лечению прибегают при более тяжелых формах стрессового недержания мочи, что отрицательно сказывается на результатах операции. Тем не менее эффективность хирургического лечения в ряде случаев достигает 80 процентов.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.