Чудные бабы и смешные клоуны

С 10 по 23 ноября в Новосибирске проходил фестиваль независимых театров «Sib–Altera» («Другая Сибирь»), в котором участвовали, помимо новосибирских, десять спектаклей из Москвы, Красноярска и Европы.

Главное, что объединяет участников фестиваля, — неудовлетворенность традицией. Если понимать традицию как нечто застывшее и привычное. Тесно им в рамках Станиславского. Ищут новое. Экспериментируют.
Есть опасность застрять в формализме. «Чудная баба» «Сибирского театрального проекта» из Красноярска этим и смутила. Слишком уж чудной показалась эта баба. Музыкальный спектакль по пьесе «короля русского абсурда» Нины Садур начался с пластической композиции. Следом зазвучали арии. Оказалось, что это первая в России версия пьесы в стиле рок–оперы: хореография послабее, вокал поинтереснее. Композитор Ирина Белова, уловив философскую подоплеку пьесы, пленившись ее иронией, написала музыку. Режиссер Юрий Цехановский нашел для актеров непривычный способ сценического существования. Предваряя спектакль, предложил зрителям не воспринимать его рационально. Что все и попытались сделать, заскучав на 20–й минуте.
В надбытовом пространстве спектакля разлиты тревога и ужас от «зла мира». Но никуда не приводят ни этот ужас, ни эта тревога. «Дальше–то что?» — хочется поставить вопрос ребром. Но не успеваешь, потому что спектакль идет меньше часа. Этого вполне достаточно, чтобы оценить оригинальность идеи и понять, что ожидания ее логического развития не оправдаются. Пьеса перенасыщена смыслами, которые театр не стал вытягивать. Забуксовав где–то в середине пути, ограничился первым актом пьесы, второго будто и не было. Ну что ж, получилось по мотивам.
Фестивальные мнения совпадали, пересекались, расходились, схлестывались. Одни рвались на «Белую кабину» театра «АХЕ» и выходили просветленные, а другие возмущались: «Ну и что, собственно, из–за чего сыр–бор»? Одни признавали «Черствые именины» питерского «Такого театра» лучшим спектаклем фестиваля, а другие ругались: «Понамешано что ни попадя». Аншлаг сорвал лишь питерский театр «Дерево» с мимическими спектаклями «Однажды» и «Всадник». После весенних гастролей по театральному Новосибирску сформировался ажиотаж. Клоуны и клоунессы «Дерева» полюбились народу.
Их спектакли предполагают не единственный уровень прочтения. Метафорический ряд сложен и отсылает к глубинным пластам литературы, кино, изобразительного искусства. Актеры идеально владеют телом, мимикой, всем, чем угодно. Им по плечу самые сложные задачи. Эстетика необычна и у многих вызывает отторжение. Костюмы изжульканы и замызганы, реквизит рассыпается в прах, дым коромыслом, сцена усыпана хламом, от топота копыт пыль по полю летит. Цирк, полнейший цирк. Шоу, вопиющее шоу. Приветы от Полунина прилетают в деформированном виде. С первого ряда лучше этого не видеть. Тут и задумаешься, что искусство режиссера заключается в умении не только придумать, но и отказаться от придуманного.
Как в спектакле «Любовь» эстонского «Королевского жирафа». Синтетический театр Станислава Варрки и Ларисы Лебедевой тоже работает в русле школы Вячеслава Полунина. Здесь выверена гармония каждого жеста. Это не «еще раз про любовь» и не «если это любовь». Просто — любовь. Он — могучий мужчина, в котором хватает и пошлости и благородства. Внешне похож на нашего певца Тимура Гордеева. Она — коленочки острые, колготочки сморщенные, комбинашечка. Она кружится с газетой, которую он читал да бросил: шорох, шуршание, шепот, шарф, шлейф, шифон, мечты. Вечное ожидание и долгий поцелуй, когда вода сама собой льется медленно из его бокала в ее.
Эмоциональный ряд спектакля работает на все сто. Обычные дела: знакомство, томление, слияние, привыкание, ссора, ненависть, примирение, полет. И, простите, мордобой. Но житейские подробности этой истории сливаются в единую картину мира, где любовь становится вселенским чувством, тем, что движет солнце и светила.
Зал был полупуст. Кто б знал, кто б знал, как изящен этот «Жираф»! Брэнд фестиваля «Sib–Altera» раскручивается, пиар на уровне. Но беда в том, что театры–участники молоды и в силу этого пока малоизвестны. Это не Рождественский фестиваль, где что ни имя, то сенсация. Народ наш падок на имена, на звезд. Потребность в новом, незнакомом — привилегия далеко не широких масс.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.