Новосибирск встретил Михаила Врубеля

В рамках V Рождественского фестиваля искусств в Новосибирской картинной галерее состоялось открытие экспозиции великого русского художника Михаила Врубеля.

Почему не Ван Гог, не Дали, не Рембрандт, наконец? Почему Врубель? Потому. Потому что Михаил Врубель родился с нами по соседству — в Омске. Правда, жил там всего четыре года, а в 1860 году его увезли в Астрахань. В родной город он не возвращался. И быльем поросло. Снесли дом, где он родился, разрушили собор, где его крестили. Но вдруг оказалось, что этот художник гениален. И тогда Омский музей назвал себя его именем. И стал единственным за Уралом, кто завладел живописными произведениями великого земляка. Это триптих «Цветы» в духе позднего Возрождения, состоящий из трех плафонов — «Розы и орхидеи», «Хризантемы», «Желтые розы».
Врубель написал их в Москве в 1884 году по заказу Елизаветы Дмитриевны Дункер для ее особняка на Поварской улице. И открыл серию декоративных панно, созданных во время наивысшего подъема его творчества. В 1927 году триптих был передан в Омск. Известный омский ботаник А. П. Замулло, изучая его, установил, что на левом холсте «Розы и орхидеи» изображены лилии сорта «белая прекрасная». И он стал называться «Розы и лилии». Его коллеги доказывали, что на правом плафоне «Желтые розы» помимо них написана бегония, хотя Врубель не стремился к ботанической достоверности. Он смотрел на цветы, а видел дальше.
Новосибирск оказался вторым после Милана городом, который увидел врубелевские плафоны за время их 75–летней прописки в Омске. Произошло это благодаря укреплению контактов Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля и НКГ, осуществляющих обменные выставки. Первым этапом проекта стала «Выставка одной картины» — копии «Данаи» Рембрандта. Сегодня директор НКГ Сергей Дубровин и директор Омского музея Борис Коников обсуждают следующие идеи, думая о воссоздании единого культурного пространства Сибири.
Борис Коников лично присутствовал на открытии экспозиции в НКГ. Не обошлось без торжественного ритуала — разрезания красной ленточки. Двум панно в маленьком пространстве зала оказалось тесно. Не потому, что размещены не там. Потому, что насыщены мыслью, содержанием, объемом, глубиной. Образы Врубеля проглядывают не из окружающей действительности, но из Космоса с его запредельными измерениями.
«Хризантемы» — центральный плафон триптиха — в новосибирскую экспозицию не попал. Объяснили, что причиной стали сложности с транспортировкой, охраной, хранением. Каждый из двух увиденных новосибирцами круглых медальонов самодостаточен и в то же время перекликается один с другим, намекая, что венчать их должна прямоугольная рама с хризантемами. Борис Коников преподнес в дар НКГ каталог Омского музея, из которого можно узнать недостающие подробности. Глядя на произведения Врубеля, убеждаешься, что в нашей жизни вообще недостает таких «подробностей».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.