Ах, обмануть меня не трудно — я сам обманываться рад...

Остап Бендер знал четыреста и один способ честного изъятия денежных знаков у населения и чтил Уголовный кодекс. Арсенал приемов современных мошенников более скуден, но не менее эффективен. Практически всегда жертвами становятся люди, выбранные из толпы наугад.

«Цыгане шумною толпой...»

Наверняка, каждому хотя бы раз в жизни приходилось иметь дело с назойливыми потомками Земфиры и Алеко. Как правило, все начинается с вопроса о том, который сейчас час, что вынуждает «клиента» остановиться хотя бы на миг. Далее они следуют параллельным ему курсом. Через некоторое время жертву окружает гораздо большее их количество. В адрес вынужденно остановившейся особы сначала льются восхваления («Вижу, хорошая ты женщина»), после чего следует утверждение: «Вижу, проблемы у тебя есть!» (явная провокация, так как у всех людей есть свои проблемы). Далее жертву уверяют в наведенной порче, сглазе и т. п., преследуя цель переключить внимание. На это же рассчитано и то, что окружившая жертву со всех сторон толпа соплеменниц ясновидящей беспрерывно создает шумовой фон, отсекая этим любые посторонние воздействия. Вариантов может быть множество, но все они нацелены на то, чтобы отобрать деньги или украшения. В самом худшем случае, если им удастся прижать жертву к стенке, последнюю просто ограбят.
Единственный совет: при любом раскладе обращайтесь в милицию, поскольку таборяне, как правило, работают на одной и той же территории и известны в лицо и поименно местной милиции. И если факт ограбления или мошенничества все же имел место, виновных накажут, а деньги или ценности вернут. Единственное, что можно утверждать со стропроцентной точностью, — никаких предсказаний судьбы вы не получите. Дело в том, что ни одна уважающая себя и обладающая подобным даром цыганка не будет заниматься этим абы как. Более того, одна самая что ни на есть настоящая цыганка уверила, что вообще любое цыганское гадание — чистой воды обман. Так что думайте сами, решайте сами... Самое разумное — это избегать общения с данным контингентом или прерывать его при первой же возможности. Если не получается, проявите активность: меньше слушайте и больше говорите сами, перебивайте, задавайте вопросы. Полезно двигаться проворно и резко, стараться не встречаться взглядом. Молодым женщинам и девушкам с признаками на лице недовольства всем и вся или с некоторым количеством золотых украшений при себе полезно помнить, что именно им отдается предпочтение.
Еще один вид мошенников — так называемые «молдавские цыгане». Эти женщины, торгующие «ужасно дефицитным товаром» (чаще всего это очень дешевые и некачественные мужские сорочки), имеют славянскую внешность и на цыган, в обывательском понимании, совсем не похожи (чем отчасти и вызывают доверие). В Новосибирске они появляются набегами, в основном в районе ЦУМа. Работают по пять — семь человек: продавщица, отвергнутая («спекулянтка») и массовка, жадно раскупающая товар.
Поддавшись создаваемому ажиотажу, проходящие мимо и активно зазываемые купить прекрасную вещь по абсолютно минимальной цене женщины становятся участницами следующего спектакля. Главная торговка вдруг гневно отказывает одной из покупательниц в продаже вожделенной сорочки с криками приблизительно такого содержания: «Иди прочь, спекулянтка!», проявляя таким образом заботу о «простых» людях. После этого «отвергнутая» подходит к одной из стоящих в очереди женщин, со слезами умоляя приобрести так необходимую ей вещь (например, в подарок единственному сыну, мужу–инвалиду и проч.). Когда та, согласившись, протягивает деньги для покупки, прозорливая «ведущая» с криками негодования («Это ее деньги!») подбрасывает пачку вверх так, что та рассыпается. На следующем этапе «спекулянтка» просит жертву купить сорочку за свои деньги, которые ей вернутся, как только будут подобраны с земли.
Пока сердобольная дама покупает абсолютно ненужную ей вещь по немыслимой цене, «отвергнутая» исчезает в неизвестном направлении. Если все–таки получилось так, что вы стали счастливым обладателем обновки (чаще всего ими являются все, кому есть смысл покупать мужские сорочки), найдите ей достойное применение.

«Кручу–верчу, обмануть хочу!..»

Расцвет этого промысла пришелся на 90 — 95–й годы. Играли практически в каждом людном месте, на рынках и вокзалах — непременно. Из–за наплыва волонтеров квалификация игроков постепенно падала, мероприятие стало напоминать обычное ограбление, в результате чего (из–за высокой степени риска) сошло на нет. Антураж может быть любым: три наперстка и горошина; стаканчики и орех; пластмассовые стаканы и поролоновый шарик. Обычно в команде бывает пять–шесть человек, из которых кто–то крутит стаканы, кто–то изображает выигравших счастливчиков, с довольным видом пересчитывая только что «выигранные» купюры (мелкого достоинства), которые затем незаметно возвращает игроку, а кто–то находится поблизости на случай необходимости применения грубой физической силы. Выкрикивая незатейливые слоганы типа «Кручу–верчу, обмануть хочу!..», зачинщик с завидной быстротой передвигает стаканы над картонной подстилкой, по которой катается шарик. После обязательных вводных манипуляций, в ходе которых шарик попеременно оказывается под разными стаканами, игроку предлагается определить, под каким же именно оказался шарик. Тут нужен особый криминальный талант: последним или предпоследним движением игрок так раскручивает стакан, что шарик вращается внутри него, не выпадая. Стакан при этом приподнимается, якобы по неосторожности. Довольный игрок в предчувствии удачи, радуясь своей наблюдательности, тычет пальцем в другой стакан. Результат очевиден. Чаще, чувствуя нарастающий азарт игрока, ему дают сначала выиграть, затем увеличивают ставки. Правда, и в этом случае результат тот же. Шансов выиграть практически никаких: чаще всего после всех перемещений шарик оказывается прижатым к внешней стороне стакана, который игрок держит в правой руке (если он не левша). А на тот случай, если наперсточник имеет низкую квалификацию, а игрок не только угадал местонахождение шарика, но и выражает твердое намерение забрать свои кровные, как раз и имеется пара–тройка физически крепких парней. Единственный способ избежать растраты — никогда и нигде не принимать участия в данном представлении. Группу повышенного риска составляют пенсионеры обоего пола, юные девицы все в тех же золотых украшениях, приезжие, женщины неопределенного возраста и подвыпившие мужчины.

Выпадающие деньги

Данный способ не является мошенничеством в строгом смысле этого слова, так как чаще служит преддверием воровства или ограбления. Цель проста — заманить в тихое место человека, у которого, как предполагается, есть в наличии некоторая сумма. Там мимо него пробегает некто, якобы теряя на ходу пухлый бумажник. Если «клиент» не торопится подобрать «потерю», рядом оказывается доброжелатель, который делает это за него, протягивая потенциальной жертве. Со стороны молодого человека проявляется объяснимое любопытство — он заглядывает в бумажник и издает возглас, означающий, что сумма в бумажнике оказалась немаленькая. Вокруг начинают останавливаться любопытствующие. Естественно, помощник уже несколько сожалеет о поступке и из чувства необходимости восстановления справедливости предлагает «клиенту» поделиться, для чего нужно проследовать в безлюдное место.
Как только пара достигает ближайшей подворотни, юноша распечатывает пачку, и в этот момент с разоблачающим «Вот вы где!» возникает исполнитель роли хозяина бумажника, поясняя, что свидетели из толпы сообщили ему, куда направились «эти двое» с его кровными. Юноша, чистосердечно раскаиваясь, вручает пачку законному владельцу, а тот начинает пересчитывать купюры. Внутри пачки, как правило, оказывается резаная бумага или купюры не того достоинства, которое ожидали увидеть все участники. Гнев обладателя бумажника обрушивается на робкого юношу, который пускается выворачивать карманы, где если что–то и обнаруживается, то далеко не вся сумма. Тогда–то «потерпевший» и переключается на «клиента». Здесь возможны варианты. Первый из них: «клиент», пытаясь оправдаться, покажет свои деньги. В этом случае «потерпевший» забирает их, сообщая, что «это далеко не все», и бросается догонять юношу, который прихватил гипотетический остаток. Второй: при отказе «клиента» вывернуть карманы, скорее всего, последует обычное ограбление. А если он все же это и делает, но денег ничтожно мало, мошенники удаляются на поиски более достойного объекта. Существует и другой вариант, третий: «потерпевший», пересчитав деньги, возвращает их, мотивируя тем, что у него были «не такие, а мятые и грязные» или, наоборот, «новые и чистые». В процессе этого большая часть суммы ловко изымается. Четвертый, он же последний, — наиболее замысловатый сценарий: возможность справедливого дележа добычи откладывается на некоторое время (час–два) под благовидным предлогом (например, слишком людно и проч.) Добытое передается пострадавшему, но для гарантии встречи с него взимается залог: шапка, куртка, часы и проч. Предполагая, что сумма явно компенсирует возможную утрату залога, «клиент» соглашается. Естественно, «уже никто никуда не идет»...
Вывод пугает своей простотой: не следует брать бумажник и в любом случае не следует соглашаться «пройти на дележку». Хотя, если у вас с собой почти нет денег, но уйма свободного времени, можно досмотреть спектакль до конца. Удовольствие, однако, сомнительное, зато вероятность телесных повреждений не исключена.

«На постоянную работу требуются молодые и энергичные. Заработок стабильный»

«Официальные торговые представители», или «коммивояжеры», выделяются из толпы внешним видом: официальная форма одежды (костюм, рубашка, галстук) и специфическое выражение лица (смесь приветливости и гордости). Радостно улыбаясь, вытянув руку для пожатия, «представитель» чрезмерно радостно приветствует будущую жертву. Пока тот пытается вспомнить, где именно им приходилось встречаться, «коробейник», представляясь сотрудником безымянной фирмы (чаще канадской), сообщает о грандиозной распродаже, извлекая из внушительного баула со столь же внушительной скоростью цветные коробочки во всем множестве и разнообразии. Действо сопровождается такими пояснениями, после которых вам просто непонятно, как вы раньше вообще могли без всего этого обходиться. При этом непременно делается акцент на то, что каждый предмет в несколько раз дешевле, чем в виртуальном «магазине». Это могут быть массажные щетки, фонарики, наборы ножей, автомобильные примочки китайского производства. Даже при отсутствии видимых дефектов первая попытка использовать изделие будет последней.
Отвязаться от «коробейника» очень непросто. Будучи посланным недостаточно грубо, он становится все более навязчивым. Не выдержав такого напора, некоторые покупают что–нибудь, лишь бы отвязаться. Вот она, принципиальная ошибка! Убедившись в кредитоспособности «клиента», «официальный представитель» начинает обрабатывать вас с нарастающим энтузиазмом.
Особую опасность представляют пары, в которых один является «стажером». Именно поэтому для «наставника» невыполнение поставленной задачи влечет потерю авторитета в глазах «коллеги» — так что он старается сохранить честь мундира с удесятеренной настойчивостью.
Завидев идущего навстречу и радостно приветствующего вас незнакомца, не останавливайтесь. Старайтесь не пускать их в помещение (различные надписи на входе типа «Торговым агентам — вход 100 $» практически не помогают). Если все же это случилось, не стесняйтесь в выражениях настолько, насколько вам позволяет воспитание. В пиццерии на Димитрова однажды, пожалев бедного студента, купила у него брелок за 15 рублей, чтобы «было мне счастье». Деньги невеликие, но оказалось, что таким образом своему вождю — Муну — прихожане Церкви Объединения (или движение Муна) зарабатывают на безбедное существование. Просьба не путать с глухонемыми в поездах (кстати, компетентными лицами удостоверено, что они действительно имеют проблемы со слухом и речью): у последних существует соответствующее разрешение на торговлю по запросу организации, занимающейся социальной помощью этой категории населения. Хотя, как учит одна пословица, «Обжегшись на молоке, и на воду дуть будешь».

Лохотрон

Именно этот вид изъятия денег у населения чрезвычайно популярен на Гусинобродском рынке (как и во многих людных местах, особенно с преобладающим количеством приезжих). Наиболее распространенный атрибут — лотерейные билетики с номером. Последний неизменно выпадает один и тот же, обозначая принадлежность данной группы мошенников к определенной территории (видимо, во избежание внутренних распрей).
Не успев выйти из автобуса, жертва встречается с улыбчивыми людьми, получая «ни к чему не обязывающее» предложение взять билет моментальной лотереи (для убедительности — настоящий проспект фирмы и липовый купон на предоставление скидки). Если «клиент» заглотил наживку, мошенник радостно поздравляет его с выигрышем главного приза (мебели, кухонного гарнитура, видеодвойки и прочих крупномасштабных вещей). Для правдоподобности параллельно еще один–два человека, якобы мимоходом, выигрывают незначительные суммы денег (100–200 рублей), тут же растворяясь в толпе. Еще один претендент на тот же приз возникает незамедлительно, предъявляя весомые доказательства своих прав — карточку с той же самой цифрой. «Ведущий» сообщает, что по правилам игры необходимо устроить аукцион: кто больше заплатит, тот и получает приз плюс взносы конкурента. Все ставки записываются в специальный лист с печатью, штампом и факсимиле директора фирмы. Если на кону магнитофон или сотовый телефон, приз обычно стоит тут же, а точнее — пустая, но внушительная коробка от него. Таких групп на барахолке от 10 до 15, в каждой из которой по 5–10 человек: ведущий, конкурент и массовка. Последняя присутствует изначально, разогревая обстановку. С ее помощью деньги неминуемо возвращаются к «конкуренту», что позволяет ему на любую выложенную жертвой сумму накручивать еще большую. Предлагается два варианта: забрать деньги здесь и сейчас или позже в самой фирме (чаще всего называются адреса магазинов «Эльдорадо» или старого зоопарка!).
Когда финансовые запасы «клиента» иссякают, в виде разменной монеты выступают, например, украшения и другие «излишки». Далее может последовать предложение от одного из членов массовки инвестировать свои средства в столь беспроигрышное мероприятие. Последствия природного стремления к халяве могут быть самые разнообразные. В худшем случае это выезд на дом к «клиенту» за недостающими деньгами, а иногда и подписанием долговых обязательств. Чаще сходятся на том, что, видя некредитоспособность жертвы, торжественно объявляют победителя (из своих же), как можно быстрее перемещаясь на другое место.
Единственный способ избежать мошенничества — не участвовать в игре, тем более что благоприятный исход практически исключен, поскольку остановиться «жертва» уже не в состоянии. И просто подумайте: каким образом вы транспортируете с рынка диван, два кресла и журнальный столик? И вообще, с какой стати этот улыбчивый незнакомец так расщедрился? Чаще всего этот вопрос должны задавать себе иногородние, и полезнее всего это делать во вторник (день оптовых закупок) — самое благоприятное для «игровых» время. Выигрышность ситуации для мошенников заключается в том, что людям просто «невыгодно» писать заявление в милицию, предполагающее дальнейшее разбирательство, — слишком много времени уйдет. На эту удочку попадаются люди всех призваний и профессий — от простых рабочих до кандидатов наук и даже психологов! Самая крупная сумма, проигранная в лохотрон, около 30000 рублей и 500 долларов США. Но даже если проигранных денег гораздо меньше — обязательно идите в отделение милиции, расположенное неподалеку. Здесь примут ваше заявление и займутся поиском преступников. Состав групп практически неизменен, и информация обо всех ее членах имеется в специальной базе, поэтому много времени это не займет. Хотя чаще всего сами мошенники встречают потерпевшего на выходе, предлагая написать встречное заявление и обещая, конечно, вернуть деньги. Однако сумма не уточняется. В результате, написав такое заявление, вы получите лишь небольшую часть проигранного.
Случается, что подошедший с таким предложением человек представляется сотрудником милиции! По этому поводу в 8–м отделении милиции, что прямо на барахолке, компетентно заверили: «Ложь, поклеп, провокация». И еще сотрудники говорят: «Всему виной — человеческая жадность». А психологи видят в этом проявление инфантилизма... И все же стали вы жертвой мошенников или нет — это вовсе не зависит от моральных качеств или социального статуса потерпевшего. Это тот случай, когда можно сказать: «С кем не бывает!» Остается лишь последовать совету великого комбинатора — расставаться с деньгами легко и без стонов.

Виктория НАДЕЖДИНА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.