Юбилейный раскол

Новосибирскому отделению Союза художников России исполнилось 70 лет. Официальный отсчет времени оно ведет с 1933 года, когда 25 февраля в Новосибирске была открыта первая Западно–Сибирская краевая художественная выставка.

Выяснилось, что у НРО СХР есть двойник. И он тоже заявил о своем юбилее. И тоже организовал отчетную вставку. Афишу НКГ дублирует та, что красуется перед выставочными залами Союза художников. И одна, и другая выставки, рассматривая ретроспективу и день сегодняшний, рассказывают о многотрудном 70–летнем пути.
«НН» не раз писали о затянувшемся конфликте в Новосибирской организации СХ, разразившемся в мае этого года отстранением от должности председателя правления Арама Григоряна, исключением его из состава СХР, выбором нового руководителя — Александра Крутикова, перерегистрацией Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». В юбилейном пресс–релизе заявлено: «Новое правление НРО СХР прилагает максимум усилий для консолидации новосибирских художников, ставя во главу угла задачу защиты прав художника и организации творческого процесса». Эта миссия получила поддержку управления культуры Новосибирской области, департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии. Масштабное празднество с присутствием культурных властей, наличием торжественных речей и вручением грамот–дипломов состоялось 3 декабря в НКГ. В маленьком зальчике второго этажа открыли фестивальную выставку Врубеля с двумя картинами, а в шести других развесили более двухсот полотен местных авторов.
Такой поворот событий не устраивает Арама Григоряна. По сей день он делает вид, что законно возглавляет Новосибирскую организацию. Он сопроводил альтернативную выставку списком членов своей организации, которых якобы человек девяносто. Почему многие из них участвуют в выставке НКГ и считают своим руководителем Крутикова, Григорян не поясняет.
Тихо, пустынно, мрачно в залах СХ. Сиротливо взирают со стен работы разных лет, но писанные, похоже, в одном помещении, где наглухо заперты окна и двери, не пропускающие звуков жизни. Кроме приверженности господину Григоряну авторов объединяет замшелость, банальность и претенциозность. Будь то набухшие неряшливыми красками натюрморты Н. Пожарницкой, ее же кисти портрет артиста Пожарницкого, в котором, хоть убей, ничего про артиста не считывается. Будь то необозримые пейзажи В. Гранкина, загроможденные стадами березок да сосенок, его же кисти разомлевшая «Спящая» с замахом на стыдливую эротику, а над распластанной фигурой витают ее сны. Будь то гипертрофированный реализм остросоциального полотна В. Чабанова «Улица дружбы народов», утыканного почерневшими от горя лицами страдальцев. Каким боком здесь оказались две дивные работы Михаила Крахмалева, пейзаж и натюрморт, одному богу известно.
У выставки в НКГ, если судить по беглому осмотру, принципиальных отличий по большому счету нет. Если вглядеться, они находятся. Эта обширнее и весомее. Здесь, а не у Григоряна, представлены работы сибирского классика Николая Грицюка. Рядом с ним — имена известных художников Никольского, Казаковцева, Шурица, Омбыша–Кузнецова, Бухарова, Беляева, братьев Меньшиковых. Дышат свежестью композиции Елены Бертолло, обладающей ярко выраженным индивидуальным почерком. Вообще, выставка отличается разнообразием жанров: помимо живописи представлены скульптура, гобелен, графика, изделия из моржовой кости.
А над лестницей нависает плакат, с которого радикальные художники Костя Скотников и Слава Мизин, помахивая киркой и вилами, призывают: «Долой эксплуатацию сибирской дикости в искусстве!» На фоне этого концептуального полотна Скотников, обожающий идти против традиционных течений, осуществил перформанс «Говорящая картина, или Измена точки зрения». Пока в конференц–зале цвел юбилейный официоз, Скотников висел на лестнице вниз головой. «Я кому–нибудь мешаю жить, бороться, трудиться?» — для начала вопросил он, а затем, пребывая в том же пикантном положении, отвечал на вопросы заинтересованных лиц. Вкратце ему удалось объяснить: каждому художнику кажется, что он в своем уме, но при изменении положения с ног на голову меняется и личная точка зрения на происходящие процессы. Видимо, таким образом Скотников призывал здраво оценить раскол в стане художников и вытекающие отсюда последствия.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.