Российские грабли в японском дзюдо

В воскресенье свой очередной победный дубль сделали сестры из Болотного Ольга и Светлана Федосеенко, дружно выигравшие представительный международный турнир «Дружба народов», который проходил в нашем городе. На каждую из своих побед каждая из сестер тратила буквально несколько секунд.

Двадцатилетняя Светлана — одна из наиболее перспективных молодых дзюдоисток России, победительница и призер молодежных чемпионатов страны и крупных международных турниров. Ее старшая сестра Ольга (ей сейчас 25 лет) в середине 90–х дважды выигрывала чемпионаты страны, затем на какое–то время ушла в тень, а сейчас снова реально претендует на место в олимпийской сборной страны. Несмотря на то что начало ее спортивной карьеры было столь впечатляющим, Ольга пока не стала бесспорным лидером сборной в своем весе. С этого вопроса и началась наша беседа с ее тренером Юрием АЛЕКСАНДРОВЫМ.
— Да, у Ольги был перерыв, растянувшийся почти на два с половиной года, и он был связан с многочисленными травмами, — внес ясность Юрий Павлович. — Но она уже третий год подряд становится бронзовым призером чемпионата страны, а значит, завоевывает право быть членом сборной. Вы правильно сказали: в определенный период результатов не было. И мы пришли к тому, что ей надо сменить весовую категорию. Ее постоянный вес — 55 кг, и тяжело бороться с соперницами, у которых он 60 кг. Из категории до 57 кг Ольга перешла в категорию до 52 кг. В этом году она снова стала третьей на чемпионате страны, хотя проиграла девочке, которая затем была дисквалифицирована за применение допинга. Светлана (вес свыше 78 кг) на чемпионате России тоже стала третьей, и у них обеих есть возможность отбираться на Олимпиаду. Пока лицензию на Олимпийские игры завоевала единственная российская спортсменка — Теа Донгузашвили из Санкт–Петербурга, выступающая в весе свыше 78 кг. А все остальные будут пробиваться через рейтинговые международные турниры, которые будут проходить с января до конца апреля.
— Как считаете, почему Ольга пока так и не смогла добиться каких–то серьезных успехов на международном уровне?
— Да, у Оли были победы на уровне чемпионата России, но в вопросах подготовки мы отличаемся от ведущих европейских и азиатских сборных, и это, видимо, накладывает свой отпечаток на результаты. За предыдущие десять лет в женском дзюдо мы имеем лишь одного призера чемпионата мира — Донгузашвили. Наверное, это о чем–то говорит. Если наши девушки участвуют в двух–трех международных турнирах за год, то их иностранные соперницы готовятся на сборах и участвуют в международных турнирах через каждые две недели. Они дома что–то отработали — поехали и проверили свои наработки на турнире. Они не только совершенствуют свое мастерство, но и изучают элиту мирового дзюдо. Мы же этого почему–то лишены. Для примера, как готовится кубинская сборная, которая является сильнейшей на данный момент? На прошлой неделе команда участвовала в международном турнире в Корее, осталась там на сбор, сейчас проводит сбор в Японии, после чего у них на Востоке запланирован еще один двухнедельный сбор. В это же время наши девочки готовятся в Кисловодске. Что там делать? Я не знаю. Проблема еще и в том, что у нас за последние три года трижды сменилось руководство женской сборной страны. Приходит новый человек и начинает изобретать велосипед.
Планирование централизованной подготовки проходит без участия личных тренеров спортсменов. Когда начинаешь объяснять, что мы все это недавно проходили, что давайте не будем снова наступать на грабли, то все сводится к тому, что жираф большой, ему видней. И на эти самые грабли мы, на моей памяти, наступаем уже десять лет. Если в нашей стране за год проводится около тридцати мужских турниров, то женских — один–два. Где женщинам совершенствовать свое мастерство? Только на сборах, куда вызываются призеры чемпионатов страны. Но они — соперницы, никто не будет «раскрываться». И они не дают друг другу ни бороться, ни совершенствоваться, ни отрабатывать приемы. Тупиковая ситуация, и если мы будем работать в том же русле, нам тяжело будет рассчитывать на хорошие результаты.
Возвращаясь к вопросу, следует сказать, что, видимо, были и наши, тренерские просчеты. И еще один важный момент: в нашей области для Ольги нет квалифицированного спарринга, с которым можно было бы решать какие–то технико–тактические задачи.
— Оле уже 25 лет, и если она не пробьется на Олимпиаду–2004, то через четыре года сделать это будет, видимо, еще сложнее...
— Я так не думаю. Например, Люда Брулетова стала призером Олимпиады в 30 лет. Но чтобы добиваться результатов, нужно постоянно вариться в этой каше мирового и европейского дзюдо. Чтобы побеждать, надо досконально знать своих соперниц. А мы лишь смотрим видеозаписи, которые до нас доходят. Одно дело, когда изучаешь соперниц по видеозаписям, и совсем другое — когда ты берешь их за кимоно. Это совершенно разные вещи. Это не художественная гимнастики, не лыжный спорт, не легкая атлетика. Это единоборство, где два начала — ты и твой соперник. И просто техника без знания его слабых сторон мертва. Можно целый год готовить переднюю подножку и не знать, что твоя соперница весь этот год готовит контрприем против передней подножки. Поэтому весь мир ездит друг к другу в гости. Кубинки сидят в Корее, в Японии, а это сильнейшая сборная мира. А сборная России в это время готовится в Кисловодске... У нас есть великолепные девчонки, великолепный потенциал, но реализовать его мы пока не можем.

Александр СКЛЯРЕНКО

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.