Гражданскую ответственность автовладельцев подкрепят административной

Неприятный подарок приготовило российским автомобилистам к Новому году родное государство — штраф за отсутствие полиса обязательного автострахования (ОСАГО).

Уже с 1 января инспекторы ГИБДД начнут штрафовать каждого незастрахованного водителя. Об этом уже не раз заявляли руководители управления Госавтоинспекции Новосибирской области. Замначальника областного управления ГИБДД Василий Гоманков на последней пресс–конференции разъяснил, что в случае, если водитель просто забыл страховой полис, то с него взимается три минимальных размера оплаты труда — 300 рублей, а если он вообще не застраховал автомобиль, то штраф составит от 500 до 800 рублей. Сумма, согласитесь, не маленькая. Этот порядок начнет действовать уже с 1 января. Как заявил Василий Гоманков, инспекторы будут беспощадно наказывать незастраховавшихся автовладельцев: «Федеральный закон действует, его никто не отменил, и мы обязаны его исполнять».
Представители страховых компаний, в свою очередь, предупреждают автовладельцев, что с начала следующего года неизбежно возникнут очереди в офисах продаж полисов, поскольку ускорить процедуру продаж невозможно. На оформление одного договора ОСАГО и на разъяснение клиенту условий страхования у страхового агента обычно уходит не менее получаса. А возможности страховых компаний по обслуживанию клиентов не безграничны.

Никто не хотел страховаться

Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу с 1 июля текущего года.
Законодатели предусмотрели переходный период, чтобы автовладельцы смогли не торопясь застраховать свою гражданскую ответственность. Действие нормы закона, в соответствии с которой наступает административная ответственность за управление автомобилем без страхового полиса, была отстрочена на полгода.
Однако в первые месяцы действия закона автовладельцы не спешили в офисы продаж полисов страховых компаний. Не повлияло существенно на ситуацию и новое положение о прохождении технического осмотра и регистрации транспортных средств, утвержденное правительством РФ. Согласно новым правилам, пройти ГТО и поставить машину на учет стало возможным только при наличии полиса ОСАГО. Многие автовладельцы тянули с прохождением техосмотра, надеясь на отмену закона, затеянную частью депутатов Госдумы накануне выборов. После 31 октября — с окончанием официального срока прохождения техосмотра — руководство областного управления ГИБДД пошло на применение жестких мер в отношении автовладельцев, не прошедших ГТО, вплоть до снятия государственных регистрационных номеров. Однако и этих мер оказалось недостаточно, чтобы подтолкнуть водителей к офисам продаж страховых компаний. По словам сотрудника отделения пропаганды УГИБДД Алексея Толочного, следствием ужесточения наказания за непрохождение ГТО стало массовое использование автовладельцами фальшивых талонов техосмотра.

Сколько законопослушных?

Точно на этот вопрос не сможет ответить никто, как никто не может назвать точной цифры, сколько же в Новосибирской области транспортных средств. Совсем недавно сотрудники ГИБДД говорили, что по Новосибирску и области зарегистрировано 420 тысяч транспортных средств, а сегодня выдают уже совершенно иное число — 650 тысяч единиц. Это считается более реальным.
Руководитель Новосибирской межрегиональной инспекции страхового надзора Игорь Федяев заявил, что не обладает обобщенными данными о количестве застраховавшихся автовладельцев. Представители страховых компаний заявляют, что за первое полугодие действия закона они успели охватить 20% рынка. То есть полис «автогражданки» сегодня имеет только каждый пятый автомобилист. По экспертным оценкам, сегодня заключили договор ОСАГО от 60 до 120 тысяч автовладельцев. Причем, как отмечают страховщики, сельские жители более ответственно относятся к автострахованию, нежели горожане. Страховщики надеются, что штрафные санкции заставят автомобилистов прийти в их офисы.

Кто готов обслужить армию автовладельцев?

По признанию руководителя представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в Сибирском федеральном округе Владимира Голубкова, этот вопрос сегодня многих беспокоит. За готовностью страховых компаний к реализации закона ОСАГО следят государоственные органы надзора, а также осуществляется общественный контроль со стороны профессионального объединения страховщиков.
В частности, президиум Российского союза автостраховщиков принял решение о создании с 1 декабря в Новосибирске Представительства РСА в Сибирском федеральном округе. Это первое представительство в России, подобные организации вскоре появятся и в других федеральных округах. По словам руководителя Сибирского представительства РСА Владимира Голубкова, новоиспеченная структура будет помогать страховым компаниям в реализации закона ОСАГО и одновременно контролировать их деятельность на территории СФО.
Круг задач Представительства РСА весьма широк — это взаимодействие с органами власти, выстраивание отношений с организациями, участвующими прямо или косвенно в ОСАГО: с ГИБДД, судами, автоэкспертными бюро, СТО и т. д. Представительству РСА также придется заняться разрешением споров и конфликтов, возникающих внутри страхового сообщества, между страховыми компаниями и органами власти, пропагандой страхового дела и выполнением множества других функций.
В ходе реализации закона уже возникают противоречия и споры между компаниями — это неизбежный фактор конкуренции. В основном споры идут вокруг выбора места размещения точек продаж. Как отметил Владимир Голубков, каждая компания желает занять выгодное место, где есть поток автовладельцев, и, открыв офис по продаже полисов, стремится к тому, чтобы не допустить на свой рынок конкурентов.
Накануне ожидаемого массового страхования автовладельцев страховщиков беспокоит, насколько органы ГИБДД смогут оперативно решать вопросы оформления дорожных происшествий. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня в случае дорожной аварии его участникам подолгу приходится ждать дежурный наряд ГАИ: нарядов просто не хватает. В связи с введением ОСАГО количество обращений в дежурную часть должно резко возрасти, поскольку прежде многие автовладельцы, попавшие в ДТП, предпочитали договариваться о компенсации ущерба без вызова ГАИ. Смогут ли дежурные инспекторы справиться с возросшим объемом работы — вопрос открытый. Также страховщиков беспокоит проблема обмена данными с Госавтоинспекцией, проблема объективности предоставляемых сведений и т. д. Так что работы Представительству РСА предстоит много, в том числе — по наведению порядка на рынке.
Впрочем, как признают страховщики, все эти проблемы вполне решаемые, а развитие рынка ОСАГО идет в целом успешно. В то же время автовладельцам не стоит ожидать, что их взаимоотношения с представителями страховых компаний будут безоблачными. Процесс урегулирования убытков — дело весьма хлопотное, длительное. Причем неизбежно будут возникать спорные случаи, будут вскрываться и факты страхового мошенничества, предстоят длительные судебные разбирательства.
Сейчас страховщики, занятые борьбой за клиента, не обращают должного внимания на инфраструктуру по урегулированию убытков, предпочитая развивать сеть продаж. Но в скором времени им предстоит это делать, поскольку именно центры по урегулированию убытков страховых компаний станут ключевым звеном в реализации закона ОСАГО. И от того, насколько эффективно они начнут работать, будет формироваться мнение автовладельцев как о самих кампаниях, так и в целом о системе обязательного страхования автогражданской ответственности, которая сегодня делает первые шаги развития.
До нового года остались считанные дни. Массового паломничества в офисы страховых компаний пока не наблюдается. Пойдут ли автовладельцы страховаться после Нового года в связи с введением штрафов — покажет ближайшее время.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.