Талант есть чудо не случайное

Детской художественной студии «Зазеркалье» исполнилось 15 лет. За это время более тысячи детей научились рисовать.

Тесный подвальчик картинной галереи. Никаких паркетов, никаких зеркал. Потому–то, видать, и зазеркалье. На стулья, что расставлены в художественном беспорядке, чужой не сядет — они сплошь заляпаны гуашью и маслом. Детишки переодеваются в старые футболки и кеды — рабочую форму. Преподаватель — в сером сатиновом халате с разноцветными разводами. Тому халату уж десяток лет.
Фотохудожник Марк Марселос провел в студии фотосессию, результатом которой стала выставка снимков. Родители, направляясь в конференц–зал НКГ на праздник, посвященный дню рождения студии, обязательно задерживались в холле, чтобы вглядеться в лица своих детей, занятых творчеством. А после спускались на цокольный этаж, отведенный под выставку живописную, которая собрала работы студийцев и выпускников за разные годы.
Трудно поверить, что это рисовали дети. В следующий момент понимаешь, что такое могут сделать только дети. Лучше бы, чем навороты новомодных ремесленников, вешать в доме картины детей — художников, мыслящих образами, обладающих незамутненным взглядом на мир, умеющих переводить на холст свои ощущения и переживания.
Глаза у лошади, какой ее увидела девятилетняя Карина Кузнецова, большие, доверчивые и счастливые — такие бывают только в детстве. На синем фоне порхают бабочки — непременно бабочки, конечно же, бабочки! У восьмилетней Тани Кощеевой гуашевый медведь лукавый, умный и задумчивый. Он свесил лапы и отдыхает — такой коричневый, такой мохнатый, хочется зарюхаться в него и вот так же отдыхать, свесив лапы. Он воплотился из сказки, где игрушки оживают и начинают разговаривать. В одиннадцатилетней Элине Мориц (на ее веку уже есть персональная выставка) чувствуется уверенная, профессиональная рука. Но с обретением техники масляной живописи не улетучилась индивидуальность художницы. Ее шаржи кошек полны юмора, очарования и радости. Все кошки разные, у каждой выписаны и характер, и настроение, и забавное, доброе лицо (лицо, не морда). Юным авторам вообще удаются портреты животных. Они, видимо, чувствуют, что дельфины, стрекозы, овечки, олени, собаки — более гармоничные существа, чем люди. И еще — моря–океаны. И в них кораллы, ракушки и водоросли. Еще башни, крепости, замки. И огромный корявый ствол березы, и на нем заблудилась божья коровка.
«Взрослые» шедевры расположены этажом выше и еще этажом выше. «Находиться рядом с картинами великих художников — составная успеха», — сказала сотрудник НКГ Ирина Косенкова, размышляя о феномене «Зазеркалья». Педагог Виктория Мордвинова пожелала своим ученикам: «Кто–то из вас попадет в Эрмитаж в качестве авторов».
У Виктории Анатольевны Мордвиновой и Марии Яковлевны Кувшиновой не счесть учеников, выбравших профессией изобразительное творчество. Из «Зазеркалья» выросла, например, художественная галерея «Старый город», демонстрирующая лучшие достижения современных художников региона. Поздравляя именинников, директор «СГ» Анна Терешкова объявила об учреждении их корпорацией двух именных стипендий для юных талантов, а также о намерении регулярно организовывать выставки лучших работ «Зазеркалья» и творческие поездки в Москву и Санкт–Петербург. Студийцы на опыте знают, что такое пленэр, импрессионизм, лессировка, линотипия... Они выигрывают во всероссийских конкурсах и путешествуют по Франции, Венгрии, Германии. После поездок появляются новые выставки. У некоторых — персональные.
Талант есть чудо не случайное. Для его формирования и проявления должны быть причины и условия. «Феномен этой студии в необыкновенной свободе творчества, — считает искусствовед Александр Клушин. — Но эта свобода проявляется в руках направляющих ее педагогов, которые видят сильные стороны каждого ребенка и вытаскивают их на свет божий. Мысля широко, глобально, они учат этому детей. Поэтому замыслам юных художников тесно внутри полотна. Кроме того, они, в отличие от учеников рисовального кружка, не стремятся подражать взрослым, рисовать в русле натурализма. Они творят не по усвоенным штампованным представлениям, а согласно обстоятельствам внутренней жизни».
«Почему–то все дети в этой студии счастливы, — обмолвилась сотрудник НКГ Ольга Черепенина. — А я, когда достанет все, иду смотреть их картины. Сразу легчает».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.