Германия большая и маленькая

Россия и Германия с петровских времен были связаны очень тесно. Скандальная кучка раздробленных и воюющих друг с другом немецких княжеств стала для нас главным мостом в Европу, исправно поставляя невест для царствующего дома Романовых. Даже две мировые войны не смогли разрушить этого постоянного взаимного интереса.

Уже много лет Германия — основной торговый партнер России на Западе. И главный заимодавец, причем снисходительный, много лет соглашавшийся на отсрочку выплат процентов по советским долгам. В Германию выехало рекордное число советских граждан — больше, чем в Израиль или в США. Ехать туристом в Германию очень даже стоит — это не менее примечательное государство, чем Франция, Италия, Испания или Англия: там десятки и сотни городов, которые стоит посетить, там великолепные ландшафты, превосходные дороги и хорошие вина. Правда, море прохладное, но немецкий климат ничуть не хуже британского, голландского или шведско–датско–норвежского.

В немецкое забугорье

До Германии можно ехать из Новосибирска хоть автобусом — если вы собрались из России навсегда и обременены центнерами барахла. Что касается туристических маршрутов, то их, к сожалению, не особенно много и они, как правило, охватывают около десятка самых известных крупных городов и продолжаются неделю. Более продолжительные вояжи, увы, почти отсутствуют. Если путешествовать самолетом из Москвы, то в тысячу евро за неделю не всегда и уложишься. Но московская фирма DSBW для своих клиентов, предпочитающих недорогие автобусные туры, которые начинаются из Бреста, приготовила особенный вояж — он длится десять дней (если считать чистое время в Германии) и охватывает полтора десятка городов, городков и примечательных мест. Те, кто про фирму слышал впервые, доплачивали (в пределах сотни евро) и тогда могли тоже считать себя привилегированными людьми. Программа путешествия внушает уважение и идеальна для тех, кто уже успел повидать что–нибудь немецкое. Нося гордое название «По следам саксонских и баварских герцогов, курфюрстов и королей», тур захватывает только четыре крупных города (Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен и Лейпциг), зато много маленьких, но обычно не менее интересных (Баутцен, Майсен, Ротенбург–на–Таубере, Байройт, Кобург, Вернигероде, Кведлинбург, Ноумбург, Альтенбург).
Всякий матерый турист смело скажет, что нет такого тура, в котором было бы все гладко и замечательно. Экскурсионный тур, в отличие от пляжного, предполагает особое обслуживание и внимание к путешественнику, показ всяких достопримечательностей, обилие переездов и смену гостиниц, нередко с колоссальными различиями в условиях проживания. В буквальном смысле вы чувствуете себя то князем (отличный отель, где все путем и даже у капризных москвичек нет намека на претензии), то в буквальном смысле грязью (едва теплая вода, скрипучие полы, какой–нибудь гадостный и присущий именно данной гостинице запашок, шум, завтрак плантационного раба–стахановца, а нередко — все это вместе взятое). Такие возможные неприятности недорогого зарубежного туризма тоже входят в пониженную стоимость путевки.
Откатав за пятилетку произвольную программу по пятнадцати странам, я ни разу еще не встречал сопровождающего группы, владеющего нормальным русским литературным языком. С точки зрения турфирм, основные критерии для этой профессии — знание пары языков и умение ориентироваться за границей, решая неизбежно возникающие проблемы в связи с переполненными гостиницами, пробками, закрытыми в данный момент музеями и ротозеями, потерявшими паспорт или оставившими багаж невесть в какой стране. Умение говорить внятно, без меканья и при четко понимаемом смысле сказанного в набор профессиональных качеств не входит. Наш сопровождающий считал себя большим эрудитом — в целях легкой саморекламы крутил пленку со «Слабым звеном», где дошел аж до финала. Если бы он еще умел читать, цены бы ему (знатоку трех языков) не было. Когда в автобусе этот дипломированный гуманитарий, запинаясь на каждой фразе и не выговаривая трудных слов (вроде «землепользователь»), начинал зачитывать с листа очередной чей–то текст про страну пребывания, народ потихоньку выпадал в осадок, растекался по креслам и постепенно забывался тяжелым сном.

Дрезден

От Дрездена после кошмарного налета союзников весной 45–го в течение ряда лет оставалось очень немногое. К счастью, знаменитые полотна великой галереи были спрятаны в шахтах и не успели там сгнить до прихода советских войск. Бледноватый колорит «Сикстинской мадонны» многих разочаровал. Но все же галерея чрезвычайно хороша — небольшая, но подбор картин исключительный. А рядом какой музей средневекового оружия и доспехов! В него, кстати, можно пройти по билету для картинной галереи. Доспехи выстроились сотнями, причем некоторые образцы украсили «чучела» рыцарей, устремленных вперед на своих верных конях с копьями наперевес: дрожи, враг! Копья, между прочим, толщиной в руку — кажется, что их возможно переломить только вместе с хребтом соперника. Здесь же масса детских доспехов, породивших потом легенду о крайней телесной скудости средневековых дворян, — на самом деле подростки князья и герцоги имели право на личные железки, а у самых богатых даже семилетние детишки уже щеголяли в ладных стальных костюмчиках. Некоторые военные цацки были украшены солидными драгоценными камнями, а уж позолоту и не считаю. Конские доспехи тоже были хороши, хотя украшались не так щедро.
Восточные немцы ограничились тем, что восстановили дворцовый комплекс в центре, что называется Цвингер, а остальные развалины полностью снесли и застроили по новой в экономичном советском духе — чем–то скучно–панельным. Громадина Фрауэнкирхе полвека была памятником ужасам войны: главную кирху города, посвященную Богоматери, чудом не задели бомбы, но общий пожар захватил и ее — внутренние колонны из песчаника потеряли от огня прочность и рассыпались. Колоссальный купол ухнул вниз, остались только высоченные стены обезглавленного храма. Теперь церковь восстанавливают, и рисунок купола уже угадывается. Через два–три года Фрауэнкирхе воспрянет, и мрачноватый восстановленный, но тем не менее сильно закопченный центр Дрездена, осененный красивым куполом, станет другим.
В центре Дрездена весело и достойно стояли специфического вида восточногерманские автолошадки, известные как «трабанты». Что есть «трабант»? Это песня, последняя и полностью допетая песня хонеккеровского автопрома. «Трабант» — что–то вроде нашего «москвича», только пластмассового и тарахтящего, как «запорожец». Для немцев, которые все раскатывают на приличнейших тачках (хотя и говорят, что в Москве «мерседесов» больше, чем где–либо, но и в Дойчланде этих благородных особей полно повсюду, а шикарных спортивных двухместных и полноразмерных кабриолетов так стопроцентно больше), сейчас модно взять захлебывающуюся керосинку с четким синим выхлопом и прокатиться по городу — так сказать, «остальгия» по первому государству рабочих и крестьян на немецкой земле. Различия между востоком и западом выравниваются — дороги диво как похорошели, магазины — то же самое, а вот промышленность далеко еще не поднялась. Но отели в восточной части Германии зачастую лучше, чем в западной: они построены только что, и если на стенке нарисованы четыре звезды, то это значит, что все там будет хорошо, а на завтрак обломятся и горячие колбаски, и котлетки, и фрукты, и многое прочее. А с тремя звездами могут быть проблемы — в одном из таких отелей даже мыла не дали (прямо нонсенс какой–то, как выразился бы обожаемый в Германии Горби).

Шедевры Саксонии

В нескольких десятках километров от Дрездена извивы Эльбы оказываются в царстве абсолютной красоты: компактный скальный массив, известный как гора Бастай, совсем не даром прозвали Саксонской Швейцарией. Высоченные крутые скалы, на которые завозят автобусом и с которых открывается чудный вид на Эльбу и равнинные окрестности — прекрасный подарок тем, кто в зарубежных путешествиях обожает разбавить виды дворцов, замков и античных развалин великолепием природных ландшафтов. Закатное солнце щедро заливало горы чистым золотом, заставляя стремительно опустошать кассеты с пленкой. Туристы искренне ругали составителей маршрута, которые предусмотрели перед тем посещение мощного замка Кениг-штайн, который строился и перестраивался на протяжении чуть ли не семи столетий. Он, конечно, производит впечатление имперской мощи, особенно снаружи, когда прямо из скалы вырастают циклопические стены, но внутренний осмотр — вещь совершенно необязательная. Наверху громадной крепости вы увидите какой–то хоздвор с непрезентабельными домиками, выставку довольно скромных пушек, макет служебного помещения с сундуком, где лежит крепостная казна, — словом, развлечение для подростков. А три четверти туристов в таких вот экскурсионных турах — это женщины, к пушечкам равнодушные, но неравнодушные к тому, что из–за груды старого военного железа вылетел час, который можно было дополнительно провести на совершенно сказочной горе. Некоторым утешением послужило то, что один из наших туристов опознал в замке именно ту крепость, из которой в фильме про Ломоносова удирал главный герой.
Чем поражает любая европейская страна, так это обилием самых разнообразных замков — полезное с точки зрения истории культуры наследие феодальной раздробленности, когда всякий уважающий себя собственник строил себе приличный замок–крепость, нередко выбирая для этой цели высокие холмы, обрывистые скалы или острова посреди озера. Германия — не исключение. Один из интереснейших саксонских королевских замков — знаменитый Морицбург, возведенный на специально насыпанном островочке посреди озера. Ему более четырех столетий, и он хранит память о своем самом знаменитом владельце — саксонском курфюрсте Августе Сильном, союзнике Петра Великого. Внутреннее его убранство довольно скромное и нуждающееся в реставрации, но зато внешний вид яркой и оригинальной, с архитектурной точки зрения, постройки выше всяких похвал.
Автобус в Германии может разгоняться до 100 км/час, но только местный. Если вы приезжие, то быстрее 80 км ехать не удастся. Внешней чистотой Германия не поразила, мойка мостовых с мылом — перегиб и мифология. Окурки валяются повсюду, а бесплатные туалеты (их меньшинство, но в крупных населенных пунктах отыскать можно) благоухают на родимый манер, хотя и не так крепко. Если горит красный свет, а машин нет — что обычно, — немцы густо идут вперед. А мы дисциплинированно стоим, потому что знаем: сигнал к атаке мостовой — три зеленых свистка...

Продолжение следует.

Алексей ТЕПЛЯКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.