Гайдай шагает впереди

Исполняется 80 лет со дня рождения одного из самых близких народу мастеров не старого, но доброго советского кино Леонида Гайдая. Он начал снимать фильмы немногим раньше Эльдара Рязанова (который моложе Гайдая на пять лет), и негласное соревнование двух главных комедиографов великой державы продолжалось треть века, одарив зрителя россыпью великолепных картин.

В шестидесятые годы лидировал Гайдай: «Пес Барбос», «Самогонщики», «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» в целом смотрятся смешнее «Гусарской баллады», «Берегись автомобиля» и «Зигзага удачи». Зато в следующем десятилетии Гайдай снял один шедевр — «Иван Васильевич меняет профессию», а Рязанов — целых три («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж»). Любопытно, что оба они, пользуясь началом политической оттепели, начинали в середине 50–х со смелых «антибюрократических» комедий, а потом стали специализироваться: Гайдай тяготел к эксцентрическим трюковым лентам, Рязанов же ставил лирические комедии с осязаемой нотой «жестокого романса». Оба стремились расширить пространство свободы, позволяя на экране шутки весьма смелые. Оба замечательно смогли спародировать суть советского образа жизни — в «Бриллиантовой руке» и «Гараже».
Леонид Гайдай — человек военного поколения. Попав на фронт, он, как учивший в школе немецкий, был направлен в разведку. Фронтовые разведчики долго не живут; Гайдая фактически спасла немецкая мина, на которую он наступил во время одного из рейдов в немецком тылу. Сержанта комиссовали по инвалидности, и он после войны поступил в театральную студию. Поиграв в Иркутске, жаждавший большего Гайдай приехал в Москву и стал студентом режиссерского факультета ВГИКа. Вскоре он «вгикнулся» — был отчислен после первого семестра за профнепригодность. Побегав по кабинетам, Гайдай смог восстановиться в институте. А потом и жениться на однокурснице Нине Гребешковой.
Сначала он попробовал себя в серьезном кино, но язвительный Михаил Ромм предложил записному молодому остроумцу Гайдаю снимать комедии. Гайдай снял «Жениха с того света» с Вициным и Пляттом, но перебрал по части сатиры. Начальство обиделось, вырезало из ленты половину(!) и пустило ее малым экраном. Гайдай нажил язву желудка и зарекся делать комедии. Но вскоре знаменитый Пырьев дал ему идею «Барбоса» и порекомендовал Моргунова. Вицина Гайдай нашел сам, а будущий Трус посоветовал взять третьим смешного циркового клоуна Никулина. Так родилась самая популярная троица отечественного кинематографа, а десятиминутный фильм купили в более чем ста странах («Самогонщиков» уважили лишь немногим меньше — на эту тему клюнули в 70 государствах).
Потом в течение пяти лет были сняты «Самогонщики», «Деловые люди», «Операция Ы» и «Кавказская пленница». В последней из этих комедий Гайдай открыл Наталью Варлей, но одновременно «закрыл» знаменитую тройку, не выдержавшую сладкого бремени славы. В последовавшей вскоре «Бриллиантовой руке» оставшегося в одиночестве и полностью сменившего имидж Никулина дополнили Папанов и Миронов. В 1972 году Рязанов, решив сделать трюковую комедию в гайдаевском духе, пригласил соперника в Италию делать «Невероятные приключения итальянцев в России». Но тот как раз снимал «Ивана Васильевича»... Этот фильм стал последним шедевром Гайдая. Последние двадцать лет он снимал гораздо менее удачные картины, среди которых лучше остальных смотрелись «Не может быть!», «За спичками» и «На Дерибасовской хорошая погода». Здесь драматически сказался отказ от старых соавторов–сценаристов Костюковского и Слободского, придумавших все самые замечательные фишки, так легко пошедшие в народ. Любопытно, что и Эльдар Рязанов, аккурат двадцать лет назад сделавший «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс», с тех пор не поставил ничего близкого к уровню этих лент... Леонид Гайдай работал до последних дней и умер от тромба в легочной артерии в ноябре 1993 года на руках у верной жены.

Как погибла тройка удалая

Комедийное трио Бывалого, Балбеса и Труса разрушила зависть Бывалого к Балбесу, поскольку Юрий Никулин явно забивал популярностью Моргунова. Человек очень высокомерный и грубый, Моргунов легко ссорился и с Гайдаем, и с коллегами. На съемках «Кавказской пленницы» Гайдай уравновешивал актеров премиями: если те придумывали трюк, то получали шампанское. Несколько эпизодов (включая вытаскивание Труса на дорогу, чтобы остановить автомобиль) предложил Вицин, фишку с почесыванием ноги Балбесом придумал оператор... Моргунов решил, что все лучшие трюки Гайдай дарит Никулину и вообще его слишком обхаживает. И расплевался с режиссером прямо на съемках «Пленницы». Впрочем, Гайдай считал, что тройка логично изжила себя, поскольку далее обречена была повторять уже известные комические ходы...

Алексей ТЕПЛЯКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.