Тарифная война продолжается

На фоне безвременной кончины так и не состоявшейся общероссийской реформы ЖКХ в Новосибирске своим чередом развивается тарифный скандал.

Многие горожане, придя в феврале в сберкассы платить за жилье, делали большие глаза, когда слышали от кассиров предъявляемые им суммы. Народ интересовал общий вопрос: почему после январского повышения тарифов на услуги ЖКХ с 60 до 70% реальные платежи выросли не на 10%, а значительно больше? Как проверить обоснованность начислений? Полагается ли семье субсидия в связи с ростом тарифов?
С этими вопросами горожане стали обращаться в различные инстанции, вконец задолбав работников ЖЭУ, комитетов по защите прав потребителей, отделов соцзащиты, общественной приемной и прочих подразделений мэрии.
Смутные подозрения горожан насчет того, что их крепко надули городские чиновники от ЖКХ, окрепли после того, как депутаты из комитета по экономике облсовета заявили во всеуслышание, что мэрия нарушила установленный порядок начисления тарифов на жилье и коммунальные услуги. По версии депутатов, порядок начисления тарифов установлен областным законом «О государственной поддержке населения области при предоставлении жилищно–коммунальных услуг», в соответствии с которым должен действовать принцип равенства прав граждан на получение государственной поддержки при оплате жилищно–коммунальных услуг независимо от вида, формы собственности и балансовой принадлежности жилищного фонда. Одновременно законом об областном бюджете на 2003 год определены дифференцированные стандарты платы за жилье с учетом уровня доходов на одного члена семьи в процентном пересчете на доли прожиточного минимума.
Причем плата за жилье и коммунальные услуги, устанавливаемая муниципальными образованиями области, не может выходить за нормы закона. Однако постановлением мэрии «О тарифах и льготах при оплате жилищно–коммунальных услуг» для граждан, проживающих в домах кооперативов, товариществ собственников жилья, в собственных домах, тарифы для оплаты жилищных услуг установлены без дотаций. Кроме того, установив градацию льгот в 13% при оплате жилья при уровне доходов на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, мэрия превысила областные стандарты предельной стоимости предоставляемых услуг немалой части жителей Новосибирска.
Депутаты не только заявили об этом всему городу, но и обратились с запросом в прокуратуру.
Аппарат мэрии отреагировал довольно быстро — в каждом ЖЭУ были оформлены стенды, разъясняющие обоснованность роста тарифов и порядок оформления субсидий. Кроме того, в бухгалтериях ЖЭУ открыли справочные телефоны, по которым горожане могли справиться о том, насколько правильно им была начислена квартплата. Пресс–центр мэрии организовал серию «горячих» линий горожан с руководством департамента энергетики, комитета ЖКХ, отделов соцзащиты. А вице–мэр Ольга Молчанова дала официальный ответ, смысл которого: нарушений действующего законодательства при проведении мэрией Новосибирска тарифной политики нет.
Тем не менее мэрия пошла на некоторые уступки. В последних числах февраля мэрия предоставила субсидии на оплату жилищно–коммунальных услуг новосибирцам, проживающим в частном секторе. Постановление об этом подписал мэр Владимир Городецкий. Таким образом, была восстановлена социальная справедливость в отношении горожан, проживающих в индивидуальных жилых домах, которые ранее бюджетной поддержки не имели.
Смогут ли горожане, проживающие в домах кооперативов и товариществ собственников жилья, добиться выделения дотаций — большой вопрос. Во всяком случае, депутаты из комитета по экономике облсовета подсказали этим категориям граждан на какой закон ссылаться, в случае если они пожелают в суде отстаивать свое право на получение дотаций при оплате жилья и жилищно–коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ умерла, да здравствует реформа!

Так и не успевшая толком начаться реформа ЖКХ (рост тарифов не в счет) с наступлением весны теряет последний шанс быть реализованной.

Совет федерации накануне первого дня весны провел парламентские слушания на тему «Социальные последствия реформирования жилищно–коммунального хозяйства». Сенаторы пришли к очевидной вещи: реформа неизбежно отразится на кошельке и настроении каждого россиянина, а ее социальные последствия настолько велики, что затевать масштабные преобразования коммунального хозяйства пока лучше не стоит. К тому же на реализацию реформы у правительства денег нет. Реформа ЖКХ, по самым примерным расчетам, оценивается в 300 млрд рублей. К тому же с приходом весны для политиков теряет актуальность проблема холодных батарей и замерзающего электората. К теме реформы ЖКХ можно будет вновь вернуться с наступлением нового отопительного сезона.
Вот и министр труда Александр Починок, прославившийся у вечно бастующих учителей тем, что платит своей гувернантке за воспитание отпрыска по пять долларов в час, заявил на Совете федерации, что реформа ЖКХ должна начаться на всей территории России с 1 января 2005 года. Это, наверное, чтобы народ с новогоднего похмелья ничего не понял. А пока людишки очухаются от январских празднеств, глядишь, реформа уже и закончится.
Ну а если серьезно, то федеральные власти желали бы спихнуть все проблемы реформирования ЖКХ, равно как и его содержания, на местные власти. Да только у регионов тоже денег нет ни на реформирование, ни на нормальную работу. Тот же Починок отметил, что в настоящее время муниципалитеты смогут профинансировать только 12,5% своих обязательств перед ЖКХ, в целом по России местной власти не хватает на оплату услуг коммунальщиков 700 млрд рублей. Для проведения реформы нужны стабильные финансовые источники, а их сегодня нет. Радует хотя бы то, что правительство наконец–то признало ошибочным свой прежний курс на 100%–ное повышение тарифов при оплате услуг ЖКХ населением. Невесть какое достижение, но, как говорится, на безрыбье...

Тарифы и затраты: а кто считал?

После повышения уровня платежей за ЖКУ с 60 до 70% плата за жилье у новосибирцев возросла в среднем на 24% (без учета электроэнергии)!

Почему так произошло, «НН» уже объясняли: тарифы на ЖКУ зависят не только от уровня платежей, но и от затрат жилищников, предоставляющих эти самые услуги населению. С 1 января увеличилась не только доля оплаты населением жилищно–коммунальных услуг в общем объеме затрат (на 10%), но и сами затраты. То есть возросла сумма, от которой считаются те самые 70%. По данным специалистов мэрии, до пересмотра тарифов затраты на 1 кв. метр жилплощади по Новосибирску составляли 22,64 рубля, с 1 января — 23,97 рубля. Как считают в мэрии, это не много — правительство, к примеру, установило на текущий год федеральный стандарт стоимости жилищно–коммунальных услуг в размере 29 рублей.
Как утверждают специалисты мэрии, у жилищников существенно возросли затраты на текущее содержание жилья, поскольку в прошлом году эти тарифы не менялись. Например, в минувшем году дважды повышались тарифы на электроэнергию — те же лампочки в подъездах «накручивали» на счетчик дополнительные рубли, а горожане из обычной «хрущевки» платили по–прежнему по 1,9 рубля при затратах на освещение подъезда в 3 рубля.
Кроме того, в сфере ЖКХ произошло увеличение затрат на капитальный ремонт домов. Раньше граждане платили 27 копеек с метра при реальных затратах 53 копейки, теперь платят 50 при затратах 70 копеек. Это целевые деньги, которые направляются на капремонт крыш, подъездов, домовых коммуникаций. В минувшем году, например, было отремонтировано около трех тысяч подъездов, в текущем планируется отремонтировать на тысячу больше.
А вот затраты на коммунальные услуги остались прежними. И отопление, и горячая вода, и пользование лифтом сегодня стоят столько же, сколько в октябре прошлого года. Платежи горожан за пользование этими услугами подросли постольку, поскольку изменилась доля, которую они оплачивают, — с 60 до 70%.
Так, пользование лифтом стоило в среднем 13,6 рубля, сейчас — 16,2. Плата за отопление (на социальную норму площади жилья, за 1 кв. метр) была 4,5 рубля, с января — 5,35. Тариф на вывоз мусора остался прежним — 5,2 рубля, поскольку с прошлого года горожане оплачивают эту услугу полностью. По холодной воде и канализованию тарифы также не менялись.
На этом можно было бы поставить оптимистическую точку и поздравить городскую администрацию за заботу о горожанах, если бы не одно «но».
А как проверить простым горожанам, не обремененным знанием тонкостей финансового аудита, обоснованность расчетов? Кто считал себестоимость и как считал? Что заложено в затратах? И кто, наконец, должен контролировать жилищно–коммунального монополиста?
С этими вопросами я обратился к депутату городского Совета Александру Люлько, который был в числе депутатов, проголосовавших против последнего повышения тарифов на ЖКУ.
— Что заложено в тарифы ЖКУ — это тайна за семью печатями. Полагаю, что туда загоняют все подряд: и содержание аппарата, и содержание пресс– центра департамента ЖКХ, и выпуск газеты «Наш дом», где жилищники хвалят себя, любимых.
Действующая система начисления тарифов крайне запутана, непрозрачна и непонятна гражданам. Прежде начисление тарифов производилось в абсолютных числах. Платил гражданин, допустим, 500 рублей за ЖКУ, ему объявляли, что следующее повышение будет на 10% от уровня платежей, он и доплачивал ровно 10%, то есть 50 рублей.
Уверен, что при существующей системе многие горожане, не пользующиеся льготами, оплачивают не 70% реального уровня затрат, а значительно больше — возможно, где–то уровень платежей приближается к 100% и даже превосходит его. Дело в том, что дотации так же загоняются в себестоимость ЖКУ, как и прочие затраты. Получается, что за льготников доплачивает не только городской бюджет, но и граждане, не имеющие льгот на ЖКУ. Поэтому все эти решения сильно ударили по среднему классу.
Я сам попытался разобраться, сколько плачу за свою квартиру. Когда я взял в мэрии исходные данные затрат на содержание жилья и посчитал на примере собственной трехкомнатной квартиры, то обнаружил, что моя семья платит за ЖКУ 85% всех затрат, хотя в то время действовал 60%–ный уровень платежей. Думаю, что сейчас, после очередного повышения тарифов, реальная доля оплаты ЖКУ стала еще выше.
Что в этой ситуации делать горожанину, не имеющему льгот? Выход один: доказывать в суде, что ваши платежи сильно завышены. Но для этого необходимо предоставить экономически обоснованные расчеты. Того, кто сможет предоставить такие расчеты, можно смело произвести в народные герои. Рассчитывать на депутатов горсовета в этом вопросе не приходится. У них нет соответствующего аппарата, специалистов, полномочий.
Депутаты возлагают большие надежды на недавно созданную городскую контрольно–счетную палату (КСП). Как заметил депутат Люлько, первое задание, которое он с коллегами намерен поручить КСП, — это проверить систему ЖКХ. Сумеют ли аудиторы КСП разобраться в финансово–хозяйственных дебрях нашего ЖКХ — время покажет.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.