Антрепризе предложили выйти вон

«В нашем театре работает полсотни актеров», — объявили руководители «Актерской антрепризы» при Доме актера на ее пятилетнем юбилее полтора месяца назад. Теперь их число возросло до 70. Сегодня в репертуаре «АА» 22 спектакля, и еще пять находятся в работе. Но работу придется свернуть, помещение — освободить.

Антреприза без закулисья

У актрисы Татьяны Насташевской на выпуске премьера в театре «Глобус». Но до этого она маялась без работы. Поэтому и пришла в антрепризу. Здесь у нее четыре главные роли. Совершив песенное турне по Корее, Орина Лопаткина вернулась в Новосибирск — и оказалась востребована как поющая актриса именно в «АА». Новый художественный руководитель театра «Старый дом» дал понять народному артисту Анатолию Узденскому, что в качестве режиссера его не видит, и тогда тот принес в «АА» идею спектакля «Бегущие странники». Заслуженный артист театра «Красный факел» Игорь Белозеров, занятый в этом спектакле, сурово заметил: «Антреприза ценна тем, что актер может сыграть ту роль, которую хочет».
В Доме актера все больше признаков жизни, и вовсе не из–за ресторана. Актеры активно эксплуатируют с утра до ночи расположенный в фойе бильярд, а в актерском тупичке, оборудованном деятелями сцены под буфет и одновременно клуб, параллельно распитию пива с культурологическим названием «Миллер» происходят читки пьес. Глядишь: в репертуаре появляется новая комедия, и завсегдатаи непременно спрашивают билетного кассира: «А Женя Миллер здесь играет? А Игорь Лыткин?» Из тупичка дверь ведет под лестницу, но не в каморку папы Карло, а на рабочую площадку, используемую вместо гримерок. Прямо оттуда — выход на сцену: театр уж полон. Но ложи не блещут. Зато силами «АА» произведен ремонт зала, заменены оформление сцены и стулья. Театральных кресел пока нет — театральный дух есть.
Административная группа «АА» — братья Игорь и Олег Лыткины, Петр Владимиров и Николай Тимофеев, — овладев экономическими и маркетинговыми стратегиями, берет на себя труд создавать и сохранять этот дух, как и условия для реализации постановочных идей. Это получается у них столь успешно, что «АА» стала основным местом их работы. Телевизионщики РТР, приезжавшие снимать «АА» для своей программы, признали структуру уникальной: ничего подобного они не встречали от Москвы до самых до окраин. Это не тот случай, когда ремесленники собрались в антрепризу, чтобы сходить на чес и разбежаться. Решили актеры изменить свою жизнь, обрести самостоятельность, отстоять независимость «самой зависимой профессии» — изменили, обрели, отстояли. Они не открыли новых направлений театра. Но создали новый тип отношений в театре.
— Не жалеешь, что ушел из «Глобуса»? Там ведь был такой успех! — постоянно достают расспросами Игоря Лыткина. Он в своем репертуаре:
— С «Глобусом» я расстался без всяких скандалов. Мы играли в гримерке в карты. Я так и говорил: запретят играть в карты — уволюсь: этот детский сад меня забодал. Вызывает худрук и обещает лишить премии. А ведь деньги для меня — святое!
— А если серьезнее сформулировать проблему?
— Почему у меня были вечные конфликты в театре? Считаю, что актер не должен быть под администрацией. Я вообще хотел поставить крест на актерской карьере и заняться другой деятельностью, например открыть рекламное агентство. Я не заражен вирусом театра. Но уважаю свою профессию и уважаю зрителя. Именно поэтому не хочу делать шнягу. И вот прихожу в Дом актера, встречаю Тимофеева Николая, жалуюсь ему, а он в ответ, что у них бурление идет — пока есть возможность, надо дело делать. И мы сделали дело — поставили детский спектакль «Вождь краснокожих», где я сыграл Большого Билла. За каникулы мы 27 раз отработали. Тут–то я понял: вот он, мой успех. Здесь принципиально иные отношения, здесь все равны, без начальников и подчиненных. И еще: не потопаешь — не полопаешь. Или, как говорит Коля, «можешь — моги».
Много чего дельного говорит Коля, в частности уточняет главное, из–за чего артистов Новосибирска охватила повальная любовь к «АА»: «У любого творческого человека есть возможность реализовать свой проект. Если ты востребован и действительно что–то значишь, если на тебя ходит зритель, то так к тебе и будут относиться. Как сказал Костя Райкин, «все амбиции заканчиваются на сцене».
— Николай Сергеич любит цитировать великих, — комментирует Игорь. Цитирует он и Владимира Лемешонка, одного из актеров и режиссеров «АА»: «Здесь нет закулисья».
Нет того разъедающего душу закулисного пространства, которое рождает и питает театральные сплетни и склоки.
Но чем удачнее идут дела у «АА», тем хуже вписывается она в схему, привычную правлению СТД .

Антреприза до и после «Парадиза»

«Я бы не хотел показывать здесь свой спектакль, — заметил один режиссер. — Эта сцена проникнута аурой пошлого смеха».
«Это какой–то ненастоящий театр», — резюмирует продвинутый зритель. «Ухохотались всласть», — доволен другой. В сотворении шедевров «АА» замечена не была. Коммерческая сторона вопроса с самого начала подразумевалась. Но все годы существования антрепризы ее идеологи пытаются соотнести проблемы коммерции и творчества. Пятилетний юбилей подвиг подвести итоги и сделать выводы. Николай Тимофеев снова цитирует великих:
— Стрелер, который входил в восьмерку лучших режиссеров мира, считал, что театр — это ремесло, и только потом наступает момент, когда ты можешь выразить себя в чем–то большем, которое и приравнивают к понятию «искусство». Долгое время мы инициировали создание бульварного театра. Нам нужны были деньги. Теперь мы настроены на серьезную драматургию. Количество будет перерастать в качество. Мы понимаем: лучше сделать за три года один спектакль, но классный.
Конечно же, этот блестящий оратор (перефразируя Чехова) изобразил жизнь, которая представляется нам в мечтах. Тем же самым занимается Петр Владимиров (впрочем, пять лет назад, когда он ушел из «Красного факела» и взялся за создание антрепризы, ему тоже мало кто верил):
— В дальнейшем независимый театр будет активно участвовать в формировании культурной политики Новосибирска. Я хотел бы, чтобы года через три он занял доминирующее положение по художественным ресурсам.
Недостатка в художественных ресурсах нет. Лучшие спектакли «АА» — «Подходцев и другие», «Мертвые души», «Старший сын» — отличаются свежестью актерского дыхания и радостью восприятия жизни. Самые веселые постановки — «Мы открываем кабаре», «Веселая коммуналка», «Мой муж — рогоносец» — блещут каскадом юмора, привлекают зрителя прежде всего стихией необузданного веселья. Свой интерес находит и думающий театрал. Артист театра «Красный факел» Владимир Лемешонок в прошлом году осуществил эксперимент: поставил шокирующий спектакль по пьесе Патрика Марбера «Ближе». Ханжески настроенные зрительницы гневно покидали зал посреди действия. Поиски в области интеллектуального театра он продолжил, взяв пьесу модного французского драматурга Эрика Эммануэля Шмитта «Загадочные вариации». Психологически напряженный диалог между героями актеров «Глобуса» Евгения Миллера и Евгения Калашника не позволяет зрителю вольготно развалиться на стуле. Но в бар никто не сбегает. Успеют еще.
Ноябрь прошлой осени стал для «АА» моментом признания на официальном уровне. Она удостоилась театральной премии «Парадиз» — впервые в своей жизни. За лучшую мужскую роль в спектакле «Старший сын» был отмечен все тот же Миллер — мегазвезда «АА». Впрочем, в театре «Глобус» он тоже на первых ролях.

Антрепризе нужно потесниться

Привычное развитие событий было бы таким: была да вся вышла. Но «АА» давно не производит впечатление временного явления. На юбилейном вечере Николай Тимофеев от имени коллектива во всеуслышание заявил: «У нас в городе появился еще один театр». Возражений из зала не последовало. Возражения последовали свыше.
Но актеры — не хозяева положения, которое не так давно пошатнулось, как мостки в краснофакельском спектакле «Утиная охота». На повестку дня был вынесен вопрос «кто в доме хозяин?»
Много лет Дом актера вовсе не был домом для актера. Заседание какой–нибудь структуры сетевого маркетинга или гульба бизнесменов были здесь куда привычнее, чем актерские дела. Один–другой спектакль в месяц погоды не менял. И вот антреприза развернулась и целиком завладела сценой. Правление СТД поставило антрепризу в известность о намерении вернуть обычный порядок вещей — по этому поводу осенью созывали собрание. Но актеры, оказывается, умеют отстоять свои профессиональные интересы. На «позвольте вам выйти вон» они ответили вполне взвешенными соображениями — и согласием увеличить финансовые отчисления в казну СТД. Поддержали их не только театральные деятели, не имеющие права голоса, но и областное руководство культуры.
Вскоре грянул пятилетний юбилей «АА», который ее руководители провели как театральный праздник для всех. Праздник утих, а перемирие сменилось обострением конфликта между «АА» и СТД — между менеджментом нового поколения и устаревшим социалистическим сознанием.
К волевому решению правления — прокатывать на сцене ДА студенческие спектакли театрального училища — можно относиться по–разному. Можно воспринимать это как стремление сделать эту сцену открытой для всех. Можно иначе: подавить «АА» экономически — продавать новый продукт под раскрученным брендом «АА», коллектив которой создал все условия для творческой работы.
— Чувствую опустошение, — признался Петр Владимиров. — Административно нас задавить не удалось, теперь пытаются это сделать экономически.
— Мы не хотим скандалить. Мы хотим работать, — мрачно констатирует Игорь Лыткин. — Но все идет к тому, что работать нам придется в другом месте.
Возможно, к моменту выхода этой статьи конфликт достигнет своего накала — или завершения. Точка не поставлена.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.