Шок и пепел. Звоните 01

Массовая гибель детей на пожарах в Дагестане и Якутии в очередной раз всколыхнула российское общество. У нас все как всегда — пока не случится что–то жутко страшное, очевидные проблемы в упор не видим. Нужно было, чтобы пятьдесят детей разом сгорели заживо, чтобы власти заговорили об элементарных вещах — восстановлении системы противопожарной безопасности, порушенной в годы реформ и демократических преобразований. Не слишком ли большая цена?

Возможно, в Ираке от американских «точечных» ударов страдает меньше гражданского населения, чем у нас от разного рода техногенных катастроф. Но там идет война, а у нас, в условиях мирного времени, самые беззащитные и маленькие граждане оказываются жертвами безалаберности взрослых. Вполне закономерно, что трагедия случилась в глухой деревушке Якутии (депрессивный регион) и в школе–интернате Дагестана для детей с ограниченными возможностями (глухонемые). Это показатель отношения государства к наиболее обездоленным категориям граждан: детям, инвалидам...
Остается удивляться и благодарить Бога, что подобной массовой гибели на пожарах не случилось у нас. Убогих зданий с зарешеченными окнами и заблокированными дверями, где содержатся дети, старики, инвалиды, в Новосибирске предостаточно. Впрочем, щедрое жертвоприношение огню мы уже приносим. «В Новосибирске и области сложилась критическая ситуация с гибелью людей при пожарах», «Пожарные не успевают спасать людей» — это заголовки статей, опубликованных в «НН» в феврале и марте текущего года. Пожарные откровенно признают, что ситуация близка к катастрофической. С начала года в Новосибирской области отмечен небывалый рост случаев гибели людей при пожарах. Они также отмечают всплеск детской смертности: в городе и области при пожарах уже погибло 12 детей, тогда как за весь прошлый год — 14.
Особую озабоченность специалистов противопожарной службы вызывает тот факт, что основной причиной пожаров становится социальный фактор. Среди погибших преобладают социально незащищенные категории граждан: дети, пенсионеры, безработные, бомжи, рабочие. Думаете, что местные власти откликнулись на наши статьи и обращения пожарных? Никакой реакции!

Я нахожусь в «мозговом центре» огнеборцев — в операционном зале службы пожарной связи (СПС)– 01 управления противопожарной службы Новосибирской области (УГПС).

Теперь после трагедии в Якутии и Дагестане поднялся вселенский шухер: президент сказал веское слово, премьер Касьянов дал распоряжение, на местах выпустили постановления с требованиями усилить и углубить. Кампания по наведению порядка в разгаре. Сегодня политики и чиновники в пиарном экстазе посыпают себе головы пеплом с тех страшных пожарищ и с упоением ищут стрелочников. Полагаю, что на какое–то время ситуация с пожарной безопасностью улучшится, а затем все снова вернется на круги своя, до следующей трагедии...
Когда же мы, наконец, откажемся от кампанейщины и научимся стабильно, изо дня в день предотвращать возможные угрозы, чтобы впоследствии не приходилось устранять их страшные последствия?

В просторном светлом кабинете всего четыре стола, оборудованных телефонами, пультами управления и компьютерами. За двумя столами работают диспетчеры, они принимают вызовы и направляют информацию в дежурные части. Один пульт — резервный, за третьим находится дежурный офицер, который обобщает стекающуюся со всего города и из районов области оперативную информацию, обобщает данные и проводит их анализ. В соседнем кабинете за стеклянной перегородкой находится пульт спецсвязи. Здесь операторы обеспечивают связь по радиоканалу с пожарными расчетами. Они сообщают боевым расчетам всю предварительную информацию о пожарах, куда следует ехать, где предположительно находится очаг возгорания, координируют действия пожарных при тушении огня. В случае необходимости вызывают подкрепление, производят перегруппировку сил и т. д.
Чуть ли не каждую минуту в диспетчерской раздаются звонки. Чтобы не мешать делу, быстренько беру блиц–интервью у старшего диспетчера СПС–01 Татьяны Ситниковой.
— Хулиганы часто донимают глупыми звонками?
— Бывает...
— Припомните хоть одну оригинальную шутку от телефонных террористов?
— Да ничего оригинального они сказать не могут. Даже вспомнить нечего. Обычный ложный вызов или нецензурная брань. Детки так любят развлекаться.
— А как вы различаете, ложный вызов или нет?
— Практика, интуиция. Диспетчер сразу чувствует, что на другом конце провода человек врет. Однако даже если мы уверены, что вызов ложный, все равно информация доводится до пожарной части и следует выезд пожарных расчетов. Таков порядок.
— Бывало, чтобы кто–то позвонил и извинился за ложный вызов?
— На моей памяти такое было только один раз. Позвонила девочка и сообщила о пожаре. Мы сразу сообразили, что ребенок решил пошутить. А потому сказали девочке, что пожарные скоро прибудут, но если вызов ложный, то ее родителям мы выпишем штраф. Девочка испугалась и немедленно повесила трубку, а через минуту вновь набрала номер и, уже всхлипывая, созналась, что хотела пошутить, попросила прощение. А недавно был просто уникальный случай. Мужчина позвонил к нам на 01 и попросил провести с его ребенком учебную тренировку. Через минуту раздался звонок, и девочка ровным четким голосом дала сообщение о пожаре. Затем папа вновь позвонил и спросил, насколько правильно действовала дочь. Мы его успокоили, сказали, что все правильно и ставим девочке «пять».
— Какие ошибки совершают люди, когда сообщают о пожаре?
— Больше всего мешает нервозность. Люди кричат в трубку, тараторят, стремясь побыстрее сообщить о пожаре, забывают сообщить адрес, даже название улицы могут забыть. В итоге мы не можем понять, где случился пожар, его масштабы. А когда начинаешь переспрашивать, то раздражаются, порою ругаются. Очень обижаются, когда просим назвать номер телефона или код замка входной двери.
— Как правильно сделать сообщение о пожаре?
— Следует говорить четко и по возможности спокойно. Прежде всего надо указать что горит (жилой дом, общежитие, школа, сарай) и точный адрес. Нужно указать не только улицу и номер дома, но и подъезд, этаж, номер квартиры, где находится очаг возгорания. Если в подъезде стоит кодовый замок, то указать номер кода, чтобы пожарным не пришлось тратить время на слом двери. Следует отвечать на все вопросы, которые задаст диспетчер, даже если они вам кажутся несущественными. Поймите, нам нужна информация, которая пригодится пожарным при ликвидации очага возгорания. Лишнего мы не спрашиваем.
— Но пока вы расспрашиваете детали, теряется драгоценное время...
— Ничего подобного. Боевые расчеты следуют на вызов немедленно. Дополнительную информацию диспетчер передает пожарным по спецсвязи, когда они уже находятся в пути.

«ПИРАНТ» – ваш верный союзник в борьбе с огнем

Ни для кого не секрет, что за последнее десятилетие по мере развития рыночных отношений в стране была утеряна прежняя централизованная система противопожарной безопасности.

Многие руководители, чьи предприятия и учреждения пережили кризис, были вынуждены сокращать расходы на профилактические мероприятия, отказываться от содержания заводских пожарных частей. Эпоха первоначального накопления капитала оказалась несовместимой с общественной инициативой: на предприятиях быстро вымерли добровольные пожарные дружины (ДПД), исчезли пожарно–технические комиссии. С развалом Советского Союза была утеряна и централизованная система снабжения предприятий средствами пожаротушения. Случившиеся трагедии в Якутии и Дагестане лишь характеризуют, насколько запущена сегодня ситуация.
Сегодня перед руководителями предприятий и организаций остро встала проблема обеспечения противопожарной безопасности. Что уж говорить о предприятиях, если даже обычные автовладельцы ломают голову по поводу приобретения огнетушителя для своего железного коня. Сегодня купить огнетушитель — не проблема: рынок насыщен противопожарными средствами, однако большая часть оборудования неизвестно кем произведена и сомнительного качества. А к покупке огнетушителя нужно подходить ответственно, чтобы в случае возгорания он вас не подвел.
Решить проблему обеспечения противопожарной безопасности поможет Центр пропаганды и новых технологий (ЦПиНТ) «ПИРАНТ». «ПИРАНТ» был создан в 1991 году прежними работниками государственной противопожарной службы, которые знают об организации системы противопожарного обеспечения буквально все. Неслучайно, что головной офис «ПИРАНТа» расположен в здании управления ГПС МЧС Новосибирской области. Свою деятельность ЦПиНТ «ПИРАНТ» осуществляет в тесном сотрудничестве с государственной противопожарной службой, обеспечивая ее противопожарной техникой, средствами пожаротушения и пожарной защиты. На сегодняшний день «ПИРАНТ» занимается всем комплексом проблем обеспечения противопожарной безопасности.
Основные направления деятельности ЦПиНТ «ПИРАНТ»:
— реализует огнетушители и пожарную технику, огнезащитные составы, знаки пожарной безопасности, плакаты и методическую литературу;
— осуществляет обслуживание и зарядку всех типов огнетушителей;
— производит монтаж и техническое обслуживание систем пожаротушения и охранно–пожарных сигнализаций;
— проводит обучение мерам пожарной безопасности, занимается пропагандой в области пожарной безопасности;
— осуществляет пожарно–профилактическое обслуживание и экспертизу пожарного состояния объектов.
На все виды деятельности ЦПиНТ «ПИРАНТ» получил соответствующие лицензии. На всю реализуемую продукцию имеется сертификат качества.
Благодаря деятельности «ПИРАНТа» для жителей Новосибирска сегодня не существует проблемы выбора средств пожаротушения. Любой человек, будь то частное лицо либо представитель предприятия, может прийти в торгово–выставочный салон «ПИРАНТа» и прибрести необходимые средства пожаротушения. Тем более что у «ПИРАНТа» есть собственный завод в Новосибирске «ПИРАНТ–СП» по производству огнетушителей.
В салоне представлен широкий ассортимент средств пожаротушения и противопожарной техники: огнетушители всех видов, пожарные рукава, наружные пожарные трубопроводы, средства пожарной защиты, спасательные средства и т. д. Квалифицированные продавцы–консультанты помогут в выборе необходимого вам комплекта средств в соответствии с характером возможного его использования: для предприятия, жилого дома, дачи, машины. Представленные образцы всегда есть в наличии, а комплектация производится в минимальные сроки. Стоит отметить, что ЦПиНТ «ПИРАНТ» имеет широкую сеть своих представительств в 30 российских городах от Урала до Камчатки и странах ближнего зарубежья, а потому нет проблем с поставкой оборудования.
Важным направлением в деятельности ЦПиНТ «ПИРАНТ» является обучение мерам пожарной безопасности должностных лиц предприятий, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Учебный центр «ПИРАНТа» размещается в специально оборудованном классе, где квалифицированные преподаватели дадут необходимые знания по организации пожарной безопасности на предприятии, ознакомят с законодательными актами и нормативными документами в области пожарной безопасности, научат решать организационные вопросы в этой сфере. Кроме того, обучающимся предоставляется возможность освоения различных типов огнетушителей на практических занятиях по тушению огня. В минувшем году на базе учебного центра «ПИРАНТа» прошли обучение 540 человек.
Не так давно специалисты «ПИРАНТа» предложили совершенно новую услугу — комплексное обслуживание по обеспечению пожарной безопасности на предприятии. Эта услуга оказалась весьма привлекательной для руководителей предприятий, поскольку, заключив договор на обслуживание с «ПИРАНТом», они избавились от проблем постоянного контроля за пожарной безопасностью. Согласно договору эти проблемы, а также вся полнота ответственности возлагаются на специалистов «ПИРАНТа». Они осуществляют весь комплекс профилактических мероприятий (проводят обучение, инструктаж, тренировки) и гарантируют обеспечение пожарной безопасности.
На сегодняшний день ЦПиНТ «ПИРАНТ» осуществляет на договорных условиях пожарно–профилактическое обслуживание около трех десятков крупных объектов в Новосибирске — таких известных предприятий, как Центральный универмаг, магазин «Практик», авиаремонтный завод, мелькомбинат N№1, завод бытовой химии, завод электроагрегатов, Институт прикладной физики и другие. За высокий профессиональный уровень работы ведомственной пожарной охраны в 2001–2002 годах «ПИРАНТ» был награжден дипломами Сибирской ярмарки и седьмой Международной выставки МЧС России. Специалисты ЦПиНТ «ПИРАНТ» готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве с руководителями предприятий и организаций. А граждан, желающих позаботиться о личной безопасности, приглашают посетить торгово–выставочный салон.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.