Новый русский театр выводит актрис на подиум

Театр Луны, предваривший гастроли МХАТа, остался в памяти как красивый, но пустой сон.

В прошлом номере «НН» мы списали неудачные гастроли Театра Луны на совпадение с гастролями МХАТа. Но если пуститься в сравнения, то «лунные» спектакли — вовсе не тот продукт, который позволял бы зрителю судить об уровне столичного театра. Хотя Театр Луны вполне современен. С той точки зрения, что удовлетворяет потребность определенной части публики в изображении «красивой жизни».
Театр с романтическим названием и позиционирует себя как «романтический, эстетский». На деле получается, что его основная аудитория — бомонд, который любит, чтобы ему сделали красиво. Ему и делают красиво. Пластические феерии тешат глаз. Особенно если там и сям мельтешит всевозможный текстиль. Это такой фирменный знак Театра Луны, когда артист — то ли от нечего делать, то ли чтобы подчеркнуть особую экспрессию происходящего — беспрестанно манипулирует полосками ткани: заворачивается в них, сдвигает, раздвигает, комкает и прочее. Есть и другие придумки: свет, картинка, костюмы. Особенно костюмы. Надо снять шляпу перед дочерью художественного руководителя, художником–модельером Анастасией Прохановой. Она делает одежки от кутюр. Где надо — эротично, то есть прозрачно, маняще, с округлостями, воланами, со струящейся драпировкой. Где надо — в меру декольтированно и целомудренно. Но в основном — эротично. Хоть сейчас на подиум!
Бомонд стекается в ночные клубы на показ моделей Театра Луны с коллекцией от Анастасии Прохановой. Актрисы на подиуме — стильные модели; они же на сцене — субтильные блондинки с писклявыми голосами. Различать их трудно. Как сестры. Неужели их отбирали по тому фотомодельному стандарту, который внешние данные ставит превыше профессиональной способности создать художественный образ? Они рождены, чтобы секс сделать былью. Разве прекрасный пол должен трудиться? Он должен украшать обстановку!
Если хотите, без женщин на театре вообще можно обойтись. Мы это поймем, когда дождемся премьеры «Ромео и Джульетты» в Театре Луны. Там не занято ни одной актрисы. Пусть дома сидят, маникюр точат. Но пока не так радикально. Актрисы взяты для антуража; актерам, по логике вещей, досталась двойная нагрузка. Ан нет. Полноценный спектакль не бывает вне диалога на равных. Сильному полу ничего не остается, как изображать романтических героев, поглощенных всего лишь любовными утехами.
Граф Мятлев в «Путешествии дилетантов» (по мотивам романа Окуджавы) — пьянствующий сибарит, перебивающийся с одной любовной интрижки на другую; Фауст в «Старом новом Фаусте» (по Марло, Гете, Манну) — энергичный развратник, Дик в «Ночь нежна» (по Фицджеральду) — раскормленный бабник с, простите, немытыми волосами, который запутался между женой и любовницей, на том и погорел. Вывод, сделанный им в итоге всей жизни, таков: ночь нежна и обманчива, так же как женщина.
Однако «Ночь нежна» собрала даже приставные стулья и балкон. Томми Барбана играет Певцов, приглашенный из «Ленкома». Это наш, но не их человек. Критики о нем пишут: «Несет печать трагической отчужденности и всегда выделяется из толпы». Он и здесь нес и выделялся. Странно, что не его герой задуман в спектакле главным! Да многое чего здесь странно. Будто имя Певцова, как и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, взято лишь для приманки. Будто американский классик не думал над судьбой поколения, не мучился темой духовного краха интеллигента — талантливого врача, трудяги, умницы. Можно догадаться, что герои задуманы как глубокие, страдающие, не удовлетворенные действительностью натуры, согласно первоисточнику, но только догадаться. На сайте Театра Луны сказано, что он «не столько пользуется непосредственно драматургическими или литературными произведениями, сколько своими представлениями о них». Поверхностные какие–то представления выходят. Художественный руководитель театра Сергей Проханов называет себя «новым русским автором» и как новый русский себя ведет: пускает пыль (дым) в глаза. Худо–бедно сохраняя сюжет первоисточников, нагнетает мистику, многозначительность, внешние эффекты. Марка такова: авторский театр, эксклюзивный продукт. Суть такова: «лунные» спектакли похожи на хрестоматию по литературе для школьников. Там для облегчения знакомства с классикой предлагается вместо прочтения усвоить адаптированный к незрелому интеллекту пересказ.
Скажут: не сумела адекватно считать спектакль. Да и не хотелось, если честно. Потому что у спектаклей Театра Луны нет ауры, которая окутывает с первых моментов действия, нет энергетики, которая захватывает тут же, затягивает в круг событий, в мир героев. Форма без содержания утомляет. Бездуховность убаюкивает. Хочется скорее домой, спать.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.