У Владимира Оренова появилась любимая шкатулка

Московский критик и режиссер Владимир Оренов, назначенный с начала нынешнего сезона художественным руководителем театра «Старый дом», запустил программу преобразования театра.

— Владимир Борисович, практика показала, что столичные режиссеры у нас в Новосибирске не задерживаются.
— Я не собирался здесь задерживаться. Ни один город я так не ненавидел, разве что Комсомольск–на–Амуре. Первый раз я оказался здесь случайно. Помню, пошел и написал на кинотеатре Маяковского матерное слово.
— Так это были вы?!
— А потом судьба загоняла меня сюда и загоняла — какая–то мистика в три листика! «Старый дом» стал моей любимой шкатулкой.
— Перед тем как заключить «законный брак» с театром «Старый дом», вы поставили здесь четыре спектакля...
— За эти годы я понял, что главная встреча — она случилась. Знаете, театр Эфроса не состоялся бы, не будь этой маленькой глупенькой артистки из Алма–Аты; театр Галибина был бы другим, если бы его актриса не была с ним. Легче встретить жену, чем свою актрису. Это почти нереально: человек, который мог бы выражать тебя лучше, чем ты сам, стать твоей графической линией, твоим тембром. Это чувство — не любовь, но равное любви.
Многие люди в труппе хотели, чтобы я стал еще ближе. Некоторые мне это вслух фантазировали. Продолжалось разложение творческой линии театра — ситуация художественного кризиса. Предстояло либо притерпеться к несодержательной и бесформенной жизни, либо все изменить. В разговоре с директором театра и руководством области я сказал, что готов пойти на руководство театром. Это произошло в тот момент, когда к тому созрели предпосылки. Не надо взнуздывать жизнь. Она сама подсказывает решения.
— Многие художники отказываются говорить о своих творческих планах и замыслах. А вы с самого начала сезона о них подробно рассказываете, будто успех предрешен.
— Это моя позиция. Главная болезнь театра «Старый дом»: он напоминал монастырь. Я же хочу, чтобы условия игры были максимально ясны. Двойную игру я не веду, обо всех решениях сообщаю прямо. Например, вызываю одного хорошего актера и говорю ему, что как актера его ценю, но не ценю как режиссера, поэтому ставить спектакли здесь он не будет.
В «Старом доме» все хотят развития, хотят, чтобы театр, который не был в центре общественного внимания, привлек его. Но происходит торможение в привычках, мыслях, психологии. Люди не очень понимают, как выбраться из этой ситуации. Они привыкли к разбитым лифтам и не имеют возможности выехать в цивилизованные страны и посмотреть, как живут там. Хорошо сказал Жванецкий: иностранной обуви не знаешь, наша — во!
Я живу в двух городах, летаю по миру. Я как бы человек мира — понимаю, что нужно сделать с театром. Я вообще о «Старом доме» думал строже, чем вы думаете. Это единственный, наверное, театр в мире, на котором нет таблички, что это за театр. Выходишь из метро — светятся только буквы туалета! Интерьер настолько чудовищен, что у нас есть шанс все изменить. Вижу на сцене бордовые ставки, бордовизм какой–то, найти бы человека, который это делает! Хотим полностью менять планшет сцены. А в ближайшие месяцы начнем рыть котлован за театром: губернатор выделил нам средства под строительство здания для производственных нужд.
— Знаете, Владимир Борисович, мы все никак не надивимся «Стакану воды». В художественной программе театра вы обещали поворот на качественную драматургию и режиссуру. Почему он начинается только сейчас?
— Передо мной стоял выбор: либо поступить бессмысленно и кроваво, прекратив репетиции спектаклей, утвержденных до меня, либо дать нарыву вызреть, болезни — дойти до конца. Не хочу обижать милейшего Семена Яковлевича Верхградского, но «Стакан воды» — последний спектакль в «Старом доме» бывшего главного режиссера — не стал серьезным художественным достижением. Для некоторых актеров репетиции были мучительны. А Станислав Таюшев, приехавший для постановки спектакля «Мария», посмотрев «Стакан воды», купил обратный билет. Я еле уговорил его остаться. Такого театра не будет больше никогда. Вовсе не из честолюбия я снял с репертуара семь спектаклей, доведя их число с 32 до 25, а оставлю около шестнадцати. Дальше наступает период моей ответственности за все, что здесь происходит.
Атмосфера сейчас чудесная. Какое–то броуновское движение: каждый день кто–то приезжает. Выдающийся график Евгений Добровинский к маю представит фирменный стиль театра; художники утверждают макеты; режиссеры репетируют «Марию» по Бабелю и «Викторию» по Червинскому. Актеры смеются: какая у нас сейчас репетиция — «Машка» или «Вика»? Этими постановками мы откроем следующий сезон — два женских имени нас осеняют.
Мы находимся в самом начале строительства. Нужно запустить механизм — раскрутить маховик. Года через два я вам обещаю совсем другой театр...

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.