Продукция местных производителей с трудом доходит до горожан

В мэрии Новосибирска состоялось совещание, посвященное взаимодействию торговых организаций города, предприятий перерабатывающей промышленности и властей.

Мероприятие, организованное управлением потребительского рынка и услуг мэрии, должно помочь насыщению потребительского рынка товарами местных товаропроизводителей. Однако, как выяснилось в ходе совещания, помочь товаропроизводителям оказалось нелегко. При общей позиции — о необходимости поддержки местного товаропроизводителя — у всех трех сторон нашлись претензии друг к другу.
В совещании приняли участие руководители крупнейших перерабатывающих предприятий Новосибирска и области: ОАО «Альбумин», ЗАО «Свинокомплекс «Кудряшевский», ОАО «Сибирское молоко», ОАО «Завод молочный «Новосибирский», ООО «Гурман», «Новосибптицесоюз», птицефабрики «Новосибирская», ООО «Бест», ООО «Сибирская продовольственная компания», ОАО «Новосибирскрыба» и др. В мэрию они пришли с многочисленными образцами продукции. У столиков переработчиков мяса, птицы, рыбы и молока случился аншлаг, после которого некоторые чиновники пришли к выводу, что «на обед сегодня можно не ходить». Дегустация даже задержала начало совещания на полчаса.
В начале встречи начальник управления потребительского рынка и услуг мэрии Юрий Беляев призвал ее участников поделиться достижениями и проблемами, а также предложить меры для того, чтобы продукция местных предприятий нашла самую прямую дорогу к потребителю. Представители мэрии поинтересовались у пищевиков и представителей торговли, чего же они ждут от городских властей.
Первым делом представители перерабатывающих предприятий поспешили прорекламировать свою продукцию, а также свои свершения и обозначили ближайшие планы развития. Так, участники совещания узнали, что «Сибирское молоко» ввело линию по производству глазированных сырков, «Завод молочный «Новосибирский» освоил выпуск детского питания, «Альбумин» ведет реконструкцию сыродельного цеха и готов выпускать три вида твердых сыров, птицефабрика «Новосибирская» разворачивает линию по производству колбас из мяса птицы, а Новосибирский мясоконсервный комбинат нацелился на выпуск высококачественных деликатесов. Кроме того, многие руководители перерабатывающих предприятий отмечали, что за последний год им удалось существенно нарастить производственные мощности и увеличить объемы реализации продукции. Особенно впечатлили успехи Новосибирской птицефабрики, которая за минувший год увеличила производство мяса птицы и субпродуктов в 2,3 раза. Видимо, временные ограничения на поставку «ножек Буша» послужили неплохим подспорьем для отечественных птицефабрик.

Нет пророка в своем Отечестве

Отметив успехи, переработчики и торговцы не забыли поделиться с городской властью и своимипроблемами.

По их мнению, власти уделяют недостаточно внимания поддержке местных товаропроизводителей. В качестве примера чиновникам мэрии производители привели Омск, Барнаул и другие сибирские города, где местные власти оказывают мощную поддержку местным переработчикам, «а нашим предприятиям приходится буквально пробиваться на региональные рынки». По словам гендиректора Новосибирского мясоконсервного комбината Анатолия Степанова, например, в Чите решением городской власти местным переработчикам на рынке отданы самые лучшие места, хотя по качеству их продукция на порядок отстает от продукции новосибирских производителей. Нашим же предприятиям переработки приходится пробиваться на новосибирские рынки чуть ли не с боем. Не устраивает местных переработчиков и то, что их продукция на прилавках новосибирских магазинов лежит не на лучших местах. На переднем плане почему–то покупатели видят продукцию, завезенную из Москвы и Санкт–Петербурга. В итоге продукция местных производителей с трудом доходит до новосибирского потребителя. Некоторые предприятия реализуют в Новосибирске лишь треть своей продукции, большую часть приходится реализовывать за пределами города и области.
Производители не настаивали на том, чтобы городские чиновники препятствовали продвижению продукции из других регионов на новосибирский рынок. Однако, по мнению многих переработчиков, властям города и области вполне по силам создать для местных производителей режим наибольшего благоприятствования. Это, кстати, в интересах самой власти, так как местные предприятия платят налоги в городской и областной бюджеты. Развивая производство, перерабатывающие предприятия решают и социальную задачу, поскольку создают новые рабочие места. Кроме того, продукция местных производителей по качеству зачастую намного выше. Новосибирские предприятия, поставляя продукцию на местный рынок, очень заботятся о своем добром имени, поскольку конкуренция на рынке очень высока. И к тому же качество их продукции легче проконтролировать местным контрольным органам на всех стадиях производства.
Руководители предприятий также высказывали претензии по поводу несвоевременной оплаты магазинами поставленной ими продукции. По сообщению представителя «Альбумина», задолженность торговли его предприятию составляет 4,5 млн рублей. У «Новосибирскрыбы» эта задолженность составляет более 3 млн рублей. Как отмечали переработчики, задолженность торговых организаций ведет к нехватке оборотных средств, что сдерживает развитие их предприятий.

О патриотизме и любви к потребителям

Как ни странно, но чиновники городской администрации принимали упреки руководителей предприятий без каких–либо споров и пререканий.

Более того, как оказалось, они всей душой болеют за местных товаропроизводителей. Заместитель директора департамента потребительского рынка Татьяна Балаболова лично проверила состояние прилавков в магазине «Под строкой» и сделала вывод, что продукция местных переработчиков лежит там, «куда редко падает взгляд покупателя». Городские чиновники не уставали взывать к патриотическим чувствам руководителей торговых предприятий, призывая их брать в первую очередь продукцию местных товаропроизводителей.
В свою очередь, представители торговых организаций попросили и производителей, и чиновников не болтать попусту о патриотизме, а «спуститься на землю», заметив, что цены местных производителей зачастую выше, чем у их иногородних конкурентов. В условиях, когда пенсия у стариков в два раза ниже официального прожиточного минимума, заниматься нормальным бизнесом невозможно, полагают представители торговли. «Мы занимаемся не бизнесом, а оказываем социальную поддержку населению», — заявила представитель торговой организации. В условиях, когда цены местных производителей сильно кусаются, добиться любви у потребителей весьма не просто.
Но дело не только в ценах производителей. Представители торговли публично обвинили городские власти в том, что они ведут нечестную игру, завышая арендные ставки с тем, чтобы разорить неугодные предприятия и передать их торговые площади приближенным к городским чиновникам бизнесменам. «У нас есть пожелание: пригласите на такую встречу депутатов, которые устанавливают арендные ставки, — возмущенно заявила директор торгового предприятия «Черемушки» Эльвира Ерохина. — Мы сегодня не торгуем, а думаем, как завтра выжить. Мало того, нам ввели еще страхование. За субаренду мэрия получает сумасшедшие деньги, мы платим дважды за эту площадь, а договор нам не подписывают. Надо эту политику департамента земельных отношений и имущества пересматривать — как можно устанавливать такие арендные ставки каждый год, будто какой–то аукцион идет?!»
Как отметила Эльвира Ерохина, после очередного повышения стоимости аренды ее магазин регулярно навещают «какие–то бритые мордовороты» и спрашивают, не собираются ли они закрываться, на что г–жа Ерохина неизменно отвечает: «А что, от нас уже трупным запахом несет?» Разумеется, при таких условиях работы очень трудно выстроить доверительные отношения бизнеса и власти.
Не все так однозначно оказалось и с качеством продукции местных производителей.
Гендиректор мясокомбината Анатолий Степанов признал, что действительно новосибирские производители порой дают маху, желая сделать продукты более дешевыми. Прежде всего этот упрек мясопереработчики адресовали мелким перерабатывающим цехам, которые сегодня открываются «чуть ли не на каждом крестьянском подворье». А потому руководители крупных предприятий потребовали от властей поставить заслон низкопробной продукции мелких предприятий. «Идя в сторону настроений покупателя, мы испортили свою докторскую колбасу до неузнаваемости и, наконец, осознали, что это тупиковый путь и никуда мы с ним не придем». И уж совсем не стеснялся в оценках г–н Степанов, говоря о пресловутых школьных сосисках, что «напихано в них черт знает что». Со своей стороны Анатолий Степанов обещал бороться за качество своей продукции, придерживаясь принципа: хорошая колбаса дешевой быть не может.
Возникают у местных производителей и трения с надзорными органами. После того как один из руководителей «Сибирского молока» с печалью сообщил о том, что магазины не берут глазированные сырки завода, директор магазина «Аист» рассказала, что эти сырки очень часто снимает с реализации СЭС. Это происходит потому, что представители предприятия считают срок реализации своей продукции с момента поступления в продажу (как продукт глубокой заморозки), а СЭС — с даты их производства. Представители «Сибирского молока» считают действия надзорных органов неправомерными. Представители торговли предлагают «Сибирскому молоку» вначале урегулировать конфликт с СЭС, а уж затем поставлять свой продукт на прилавок. Так что проблем как у производителей, так и у торговых организаций предостаточно.
Завершая встречу, господин Беляев сказал, что все замечания и предложения участников совещания попадут в протокол и над ними будут работать специалисты мэрии. А госпожа Балаболова предложила представителям переработки и торговли встречаться не раз в год, а как минимум раз в квартал. Возражений не последовало.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.