Отчего застрелился Константин?

Четырехсотым спектаклем МХАТа «Чайка» по великой чеховской пьесе, с которой начался Художественный театр, открылись 14 апреля его гастроли. Роль Кости Треплева играет Евгений Миронов.

В Новосибирске «Чайку» ставили разные театры. Константина Треплева играли в «Глобусе» — Дмитрий Готсдинер (ныне москвич) и Евгений Миллер, в ГДТ — Константин Ярлыков и Павел Южаков, в «Красном факеле» — Вячеслав Росс (сейчас в Москве), на «Левом берегу» — Вадим Тихоненко. И вот к нам опустилась МХАТовская «Чайка». Чтобы вместить всех желающих, в «Глобусе» урезали планшет сцены и дополнили зрительный зал пятью рядами стульев. Едва утихли звуки последнего монолога, театроманы встали для оваций как один, словно звучал гимн России. МХАТ — это наше все. «Чайка» — это дань Чехову и лучшим традициям психологического театра, это память об Олеге Ефремове, поставившим ее 20 лет назад.
В 2001 году спектакль был возобновлен. Благодаря новым исполнителям, пишут московские критики, «Чайка» задышала в ритме сегодняшнего дня. Задышала ли? На взыскание «искушенной новосибирской публики», как назвала ее директор МХАТа Мария Ревякина, были предложены не только новые постановки, но и те, которые можно считать историческими.
В архаичном, монументальном спектакле Костя Треплев — самая живая и органичная фигура. Центр этой истории — Миронов. Центр сценографии — сколоченная из бревен романтическая беседка, ставшая Костиным театром. О театрике забывают, он никому не нужен, его предлагают сломать. Но он жив, покуда есть углубленность человека в духовность — его устремленность в творчество.
В беседке — фигура в черном. В руках — ружье. Оно выстрелит, и когда это произойдет, не останется ничего: ни театрика, ни хрупкой души художника, ни самого художника. Будет только «ужас, ужас, ужас».
Маститый писатель Тригорин прошел через испытания, которые Костя не выдержал. Тригорин научился быть толстокожим. Костя — не научился. Он — трепетный, порывистый, искренний, истеричный — не делит жизнь на любовь и творчество. Не умея скрывать своих чувств, открыт всем ветрам и ничем не защищен от них. Всегда остается рядом только дядя (Вячеслав Невинный) — добрый, понимающий, чуткий, но совсем беспомощный дядя. Дядя спит, а Нина жестоко уничтожает Костю признанием в любви к другому. Материализуясь из костиной грезы, сна, мечты, Нина режет по–живому последнюю надежду. Вместе с ней уходит смысл не жизни даже — бытия. Прижимая к груди Нинины письма, перехваченные красной лентой, Костя уходит навсегда. Это не склянка с эфиром лопнула в походной аптечке Дорна. Это выстрел — тот, который никто не захотел предотвратить.
Евгений Миронов, приехав в Новосибирск, сказал, что, будучи артистом «Табакерки», играет там всего одни спектакль — «Бумбараш», а во МХАТе он артист приглашенный. При этом считает себя свободным человеком и свободой весьма дорожит. Это значит, что самый молодой из заслуженных артистов России (получил это звание в 96–м, в возрасте 30 лет), заявивший о себе в 88–м году в фильме «Жена керосинщика», снявшийся еще в двух десятках картин, может позволить себе выбор из того огромного количества проектов, что предлагают лучшие режиссеры страны и мира. Сегодня выбор таков: Гамлет у Питера Штайна в театре, князь Мышкин у Владимира Бортко в кино.
«Неужели ты когда–нибудь докатишься до сериалов?» — подтрунивали над избирательностью Евгения Миронова. Но сериал «докатился» до него. Владимир Бортко предложил главную роль в десятисерийном художественном фильме «Идиот» по роману Достоевского. Съемки велись восемь месяцев: в Питере, Москве и Швейцарии. В конце апреля «Идиот» выходит на телеэкраны. А летом Миронов приступит к участию в проекте Алексея Учителя (снявшего «Дневник его жены») — съемке в фильме «Космос как предчувствие». «Буду играть боксера — учусь боксу на старости лет, — доверительно сообщила звезда. — Хожу вместе с детьми в спортзал и учусь».
Константин Треплев сам выбрал Евгения Миронова. Выбрал его и герой, требующий совершенно иной театральной стилистики, — англичанин Джордж Пигден. Новосибирск увидел Миронова в комедии «N№13», прославившейся убойной силой смеха. 16 апреля в гардеробе ДКЖ не хватило номерков, а в зале было некуда даже встать. Хорошо смеялся тот, кому удалось попасть на спектакль МХАТа «N№13».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.