МХАТ не пожелал быть под Луной

Благодаря Новосибирской филармонии в Новосибирске с 1 по 7 апреля прошли гастроли театра Луны. Спектакли «Путешествие дилетантов», «Старый новый фауст» и «Ночь нежна» прошли по два раза. Аншлага не получилось — по независящим от артистов причинам.

Апрель — фантастический месяц для новосибирских театралов. К такой роскоши мы не привыкли. Рождественский фестиваль, открывающий окно в Европу, проходит раз в два года. В остальное время приходится довольствоваться вылазками столичной антрепризы на чес. Много лет в силу финансовых причин организовать полноценные гастроли было невозможно. Так, продюсер Владимир Гольдман осведомляет, что театр Луны гастролирует часто, но имеет возможность вывозить всего по одному спектаклю. Гастроли МХАТа с десяткой лучших спектаклей — вообще беспрецедентный случай. И вот — едва ли не классическое триединство времени, места и действия: максимальная концентрация в Новосибирске лучших театральных сил. Не было ни гроша — и вдруг алтын. Как прикажете во всем этом ориентироваться?
Театральная ориентация новосибирцев распределилась следующим образом. На спектакли МХАТа (объявленные с 14 по 28 апреля) билетов давно нет. Билеты в театр Луны — ценою от 220 до 1200 рублей — можно было купить непосредственно перед спектаклем. Нельзя сказать, что гастроли театра Луны провалились. Но, как заметил новосибирский поэт (правда, по другому поводу), «зал нами был забит до середины».
На знакомство с театром Луны многих побудил такой факт: «Сергей Проханов? Неужели он — художественный руководитель театра? Ведь он же для всех — усатый нянь!» На что знаменитость отвечает: «Будучи усатым нянем, я побывал везде, перезнакомился со всеми дамами, перепожимал руки всем мужчинам, но это время кончилось, вот и возник театр Луны». Театр возник не абы какой, но авторский, с определенной художественной программой, оригинальной драматургией, со своим индивидуальным языком. С каждым годом он становится все более выездным, готов выступать на любых площадках — от камерного зала до «стадиона» в 2200 мест в Питере — и везде, как уверяет продюсер, срывает аншлаг. Отреставрированный до блеска ДКЖ с его обустроенным театральным залом стал не самой худшей площадкой для театра Луны. Но все это имело бы гораздо больший эффект, если бы гастроли выпали не на апрель.
Бренды решают все. МХАТ имеет вековую славу, а театру Луны всего 10 лет. Публике не так уж важно, какого качества спектакли того или другого театра. МХАТ — это магическое имя. Это Чехов, Станиславский, Ефремов и теперь Табаков. Тут и реклама не нужна.
При этом «Глобус» опередил Новосибирскую филармонию и начал рекламную компанию МХАТа чуть раньше. А филармония раньше запустила в продажу билеты. Но об этом мало кто знал. Зато за десять дней до гастролей в Новосибирск приехали артист Игорь Ливанов и продюсер Владимир Гольдман — специально для того, чтобы подготовить публику к восприятию спектаклей театра Луны. Увы, публика к тому моменту уже отдала свои сбережения в пользу МХАТа. И сделала это за два первых дня продажи, 1 и 2 марта.
«Лунатиков» не раз спрашивали: как так получилось, что два театра сошлись в один месяц, это что, конкуренция? Нет, это всего–навсего досадное совпадение. «Как? Разве МХАТ тоже приезжает?» — разыграл удивление король юмора Сергей Проханов. «Ну что вы, какая может быть конкуренция с МХАТом!» — трезво посмотрел на жизнь Игорь Ливанов. Владимир Гольдман оказался более экспрессивным. Он произнес гневную тираду на предмет того, что дирекция МХАТа грозилась сорвать гастроли театра Луны и применяла к тому конкретные меры. Так это или нет, нам с вами знать не обязательно, важно другое: руководство «Луны» пошло на риск, и гастроли состоялись, пусть и без блеска.
День сегодняшний еще и не такие сюрпризы преподносит. Что новосибирские катаклизмы по сравнению с войной в Ираке? В Штатах культурная жизнь вообще сошла на нет. Сорваны пять концертов Патриции Каас, обещавшие собрать стадионы. Свои гастроли, запланированные там с 5 июня по 2 июля, театр Луны отменил.

Великолепная десятка и Табаков

С 14 по 28 апреля в Новосибирске впервые гастролирует МХАТ имени Чехова, которым руководит народный артист СССР Олег Табаков. Публика увидит десять спектаклей, о которых столичные критики уже сказали свое слово. Возможно, оно поможет новосибирцам настроиться на встречу с искусством.

«№13» стал счастливым номером

Знакомые фотографы жаловались: половина снимков с «N№13» получается не в фокусе. И дело не в чертовой дюжине — просто невозможно наводить объектив на резкость, ежеминутно сотрясаясь от хохота. Ведь что–что, а дефицит здорового оптимизма спектакль Машкова покрывает с лихвой, его вообще можно рекомендовать как витаминную добавку в период весеннего театрального декадентства.
«N№13» Владимира Машкова наверняка станет таким же хитом, как и его «Смертельный номер». Можно развлекать театральную публику так, что за это не становится стыдно; можно создать зрелище, по чистоте заданных и выдержанных жанровых канонов не уступающее каким угодно образцам. Владимиру Машкову, работающему в Голливуде, но не собирающемуся расставаться с русским театром, было нужно показаться в Москве победителем — ему это удалось, и стремительный, рациональный, бьющий энергией мхатовский спектакль очень похож на него самого.

Ирина КОРНЕЕВА («Комедия в клеточку» — «Время МН»)

«Чайка» набирает высоту полета

И вот сквозь дымку лет, сотканную то ли из заснеженных воспоминаний, то ли из зеленоватой ткани декораций, появляется сколоченный дощатый театрик. В нем человек. Весь в черном. С чистым красивым лицом. Это Евгений Миронов. Его руки напряжены, в ногах — судорожная бесноватость, в глазах — искринка гениальности. В новой редакции «Чайки» именно на нем — на Миронове–Треплеве — все держится. Тут уже вроде бы не важно кто Аркадина, а кто Тригорин. Кому с пришептыванием читать монолог Заречной, а кому не давать лошадей. Здесь он — чайка. Он — центр мироздания. Под его пластику выточены мизансцены, под его тихий голос налажена акустика. Его размытый силуэт вычерчен на программках, его образ в мечтах коллективного мозга галерки. Он, он, он...

Антон КРАСОВСКИЙ («Чайку бы» — «Независимая газета»)

«Нули» переплавились в юмор и горечь

«Нули» — это живой спектакль. Живой, потому что искренний. Потому что тех, кто его делал, волнует вся эта история. Не как актеров волнует, а как людей. Трудно себе представить актера, который так бы сходился с автором. То ли общее прошлое тут имеет значение, то ли общие ценности. Но так или иначе, юмор Когоута — это его, Юрского, юмор, горечь Когоута — и его горечь. Собственно говоря, назначение Юрского на эту роль решило все дело. И даже слово «роль» тут не вполне подходит: Юрский не просто произносит написанные кем–то слова, он их разделяет. На первый взгляд кажется, что играть ему особенно нечего, он больше наблюдает, чем действует, раз от разу обращаясь в зрительный зал с короткими комментариями. Он обеспечивает, может быть, самое главное достоинство этого спектакля — общую интеллигентность тона, возвращая нас к давно утерянной традиции старого Художественного театра.

Марина ЗАЙОНЦ («Дети подземелья» — «Итоги»)

«Пролетный гусь» — птица вещая

Тяжел «Пролетный гусь» неимоверно. До той последней степени, когда вздохнуть и вернуться к прежней жизни нельзя — истерзанные нервы требуют действия, немедленного и радикального. А какое действие может быть? Мертвых не воскресишь, страдания их задним числом не облегчишь, грех, пускай и чужой, с собственной души не снимешь, а болит эта самая душа, как зуб с дуплом.

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ («Развязавшие язык» — «Новые Известия»)

«Ретро» никогда не состарится

Пьеса «Ретро», репертуарный чемпион драматурга Галина и современной драматургии, зачастую в спектаклях завершалась благостно–надуманным финалом. Здесь — не так. Мягкову, видимо, чужды прекраснодушные метания. Ни в какую деревню старик с «барышнями» не уедет. Квартет «уходящей натуры» с горящими свечками медленно поднимется по крутой лестнице куда–то ввысь и, кажется, не столько просто уйдет в закулисное пространство, но растворится, исчезнет, «пройдет». Останется только белый голубь — шумно забьется в оконное стекло опустевшего, несмотря на присутствие молодых хозяев, дома.

Алексей ФИЛИППОВ ( «Ангел, падший на сцену» — «Культура»)

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.