Сколько платить за ЖКУ в Новосибирске?

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский утвердил Концепцию развития системы адресной социальной помощи населению области на 2003 — 2005 годы, разработанную специалистами управления социальной защиты населения обладминистрации. В рамках концепции социальные работники будут учитывать реальный уровень среднего дохода каждого человека, его социальный статус.

Планируется также усовершенствовать защиту социально уязвимых семей, усилить адресность социальной помощи и заменить некоторые натуральные социальные льготы денежными компенсациями. Однако одной из проблем реализации документа может стать несогласованность областного и новосибирского законодательств по льготам, например в сфере жилищно–коммунальных услуг.

Жителям Новосибирска пора запасаться справками о зарплате. Пожалуй, это единственный вывод, который мог сделать сторонний наблюдатель, побывавший в прошедшую пятницу на совместном заседании депутатов городского и областного советов.

Забота о малоимущих. Две позиции

Дело в том, что в Новосибирске разгорается судебный скандал, связанный с игнорированием мэрией областного законодательства. Мотив нешуточный: по мнению областных законодателей и прокуратуры, малоимущие новосибирцы не могут воспользоваться преимуществами регионального закона и платить за жилищно–коммунальные услуги (ЖКУ) меньше, чем платят сейчас. А препятствуют им нормы, установленные муниципалитетом, — в постановлении мэра и областных законах установлены разные стандарты.
Разногласия возникли не сегодня. Три года назад комитет по экономике и управлению собственностью облсовета под управлением Николая Мочалина проанализировал ситуацию в сфере управления ЖКХ области. Депутаты обнаружили, что стоимость коммунальных услуг в каждом городе и районном центре была своя. Возникла идея создать универсальные льготы для малообеспеченного населения, которые стали бы единым нормативом области.
В 2001 году решением губернатора было определено, что предельный стандарт оплаты за ЖКУ (22% от совокупного семейного дохода) распространяется только на тех, чьи доходы превышают три прожиточных минимума на каждого члена семьи. Люди с меньшими доходами могли рассчитывать на государственную поддержку. Позже была узаконена и новая схема государственной поддержки граждан, имеющих доходы до двух прожиточных минимумов. В законе «Об областном бюджете на 2003 год» устанавливалась максимальная доля оплаты за ЖКУ (в пределах, не превышающих социальную норму жилья) в зависимости от совокупного семейного дохода (ССД). Шесть процентов от ССД платит семья при уровне доходов на каждого своего члена выше одного, но менее 1,25 прожиточного минимума. Восемь процентов от ССД — при уровне доходов от 1,25 до 1,5 прожиточного минимума. Десять процентов от ССД — при уровне доходов от 1,5 до 1,75 прожиточного минимума. И двенадцать процентов — при уровне доходов от 1,75 до двух прожиточных минимумов.
Безусловно, такая дифференцированная шкала не очень удобна при расчете размеров льгот и субсидий для каждой малоимущей семьи. Новосибирские власти в конце 2002 года установили свой упрощенный стандарт, что, кстати, позволило истратить на субсидии меньше денег. Для граждан с доходами от одного до двух прожиточных минимумов предусмотрен предел в оплате за ЖКУ в 13 процентов. То есть больше, чем предусматривалось областным законом.

А деньги где?

Между тем уровень платежей за ЖКУ для жителей Новосибирска установлен в размере 70 процентов от затрат. В области население платит 90 процентов, и это сразу сделало нуждающимися в государственных субсидиях больше половины(!) населения. Впрочем, мэрия и горсовет выглядят более гуманными исключительно из–за неуступчивости депутатов–коммунистов: они настояли, чтобы первое нынешнее полугодие жители Новосибирска платили 70 процентов, а во втором — 80.
Но это к слову. По существу вопроса можно сказать следующее. Предел по оплате за ЖКУ для малоимущих и в городском, и в областном законодательстве рассчитывается от дохода малоимущей семьи, и только от него. То есть, если бы областные нормы действовали и в Новосибирске, бедняки платили бы меньше.
Насколько? Специалисты уже сделали соответствующие расчеты. Например, новосибирская семья из двух человек с доходом в 2600 рублей на каждого, проживающая в стандартной двухкомнатной квартире, платит свыше 585 рублей в месяц. Если бы квартплата начислялась этой семье исходя из областных стандартов, то ее размер снизился бы до 330 рублей (цитирую по газете «Метро»). Подобные любопытные расчеты для своей семьи может сделать любой новосибирец, вооруженный калькулятором. Нужно только помнить, что величина прожиточного минимума в Новосибирской области с апреля равняется 2217 рублям.
Справедливости ради надо отметить, что муниципалитет по закону имеет право устанавливать собственные нормы. Но они правомерны только в том случае, если новосибирское законодательство, регулирующее вопросы оплаты ЖКУ, не противоречит областному и не ущемляет права граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Именно эти аспекты стали решающими, когда комитет по экономике облсовета обратился к главе городской администрации с официальным запросом. И прокурорская проверка признала претензии облсовета к главе городской администрации Новосибирска правомерными.
Но... На совместном заседании депутатов 25 апреля «неожиданно» выяснилось, что область в недостаточной мере профинансировала собственный закон. В бюджете на 2003 год были учтены требования областного закона «О государственной поддержке населения при предоставлении ЖКУ» и запланированы средства на обеспечение гарантий по защите малообеспеченных граждан от роста тарифов. Только их, мягко говоря, оказалось маловато. Чтобы применить в Новосибирске дифференциальную шкалу, требуются дополнительно миллиарды рублей. Где их взять?

Все за субсидиями

По мнению депутатов облсовета, дополнительных миллиардов не потребовалось бы, если бы жители Новосибирска платили за ЖКУ 90 процентов от затрат, как это заложено в областных законах. Но так ли это необходимо жителям Новосибирска? На упомянутом совещании чиновники мэрии утверждали, что большинство горожан, нуждающихся в субсидиях, — пенсионеры. Для них конфликт между областью и городом не имеет никакого значения. Они уже имеют льготы, в частности, платят квартирную плату в размере половины МРОТ. А вот сколько людей в Новосибирске реально нуждается в льготах по причине ССД, сказать трудно. С одной стороны, многие наверняка не хотят бегать с разными справками по присутственным местам. Скрипят зубами, но все–таки платят. С другой стороны, истинная зарплата новосибирцам частенько выдается в конвертах.
Однако нам ясно дали понять, что жилищно–коммунальные платежи неизбежно будут расти. В Новосибирске этот процесс может резко ускориться из–за предстоящего судебного разбирательства. Тогда многим действительно захочется торжества областных законов.

Валентин ВАСИЛЬЕВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.