Старость меня дома не застанет... Буду просить милостыню в метро

На очередном заседании городской трехсторонней комиссии (представителей мэрии, предпринимателей и профсоюзов) по регулированию социально–трудовых отношений в полный рост стала проблема легализации заработков наемных работников. Получающие основную часть зарплаты в конвертах рискуют остаться в старости нищими — об том «позаботилось» государство. Муниципалитет пытается «разрулить» ситуацию с новой пенсионной реформой, однако особыми успехами похвастать пока не может.

Государство умыло руки. Обмылки — мы

Коротко о сути проблемы. Сегодня действует новая система пенсионного обеспечения — накопительная. Еще вчера пенсии финансировались из отчислений работающих граждан. Но теперь все по–другому. Допустим, работник получает 5000 рублей, из них пятую часть — официально, остальное в конверте. Знакомая ситуация, да? Так вот, только с тысячи рублей перечисляются налоги в Фонд пенсионного страхования. А пенсия, между тем, становится персонифицированной: чем меньше мы получаем официально, тем больше у нас будет финансовых трудностей в старости.

В областном центре снизилось количество убыточных предприятий (их чуть больше 30%, тогда как по Сибирскому региону этот показатель гораздо выше — около 50%). Около 70% предприятий Новосибирска работают сегодня с прибылью.

Получается, что новая система пенсионного обеспечения провоцирует конфликт между наемным работником и работодателем (при этом государство полностью самоустранилось). Без пяти минут пенсионеры вынуждены настаивать на легализации своего заработка, но нанявшему их предпринимателю это не выгодно. Потому что бизнесмен не в состоянии заплатить все налоги и отчисления, установленные ему опять же любимым государством, без ущерба для развития своего дела. У наемного работника в этой ситуации немного возможностей отстоять свои права. Можно подать на предпринимателя в суд, но тогда придется доказывать наличие на предприятии двойной бухгалтерии, что сможет сделать далеко не каждый. К тому же и с работой на данном предприятии придется сразу распрощаться... Другой вариант: можно анонимно «настучать» на своего работодателя в налоговые органы в надежде, что испугавшийся наезда налоговиков бизнесмен переведет свои финансы в видимые формы.
Развитие «стукачества» и сутяжничества как формы давления на непрозрачный бизнес и есть суть реформы пенсионного обеспечения, за что надо поблагодарить ее рьяного сторонника — Починка. Хотя не его одного, похоже: Путин и Касьянов работой своего министра довольны. Можно поблагодарить и депутатов Госдумы. Они, кстати, скоро переизбираются, так что наша «благодарность» может обрести вполне ощутимые свойства.

Трудовой договор как панацея

У мэрии Новосибирска в создавшейся ситуации свой интерес. Она не может (да и прав не имеет) выступить в конфликте между наемным рабочим и предпринимателем третьей стороной, но чрезвычайно озабочена наполнением бюджета. А в городском бюджете доля подоходного налога составляет 28% — самая большая составляющая. Поэтому муниципалитет заинтересован в росте официальных доходов населения и соответствующем росте подоходного налога.
По словам председателя мэрского комитета по труду и занятости Игоря Терехова, в прошлом году был заложен прирост поступлений в бюджет за счет подоходного налога на 80(!) процентов. Это было принципиальное решение, направленное на работу по легализации доходов. Годовой прирост бюджета составил 56 процентов.
В общем, начало положено. А ставка сделана на регистрацию трудовых договоров работников, работающих у работодателей — физических лиц, что нужно делать согласно новому Трудовому кодексу. При регистрации таких договоров чиновники стараются убедить бизнесменов не указывать в качестве заработка работника смешные 450 рублей (это минимальная зарплата), а что–нибудь «посущественнее». К примеру, в прошлом году мэрия выдала более 1200 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Средняя заработная плата в этих предпринимательских структурах более 3700 рублей. Почему?

Задержка заработной платы происходит сегодня в основном в промышленном секторе — 80%. Союз работодателей объясняет это тяжелым финансовым положением большинства крупных предприятий.

— Мы прямо сказали: если приглашаете иностранцев, не рассказывайте сказки, что будете платить им по минимальной ставке в 450 рублей, — пояснил Игорь Терехов.
Надо сказать, что поле деятельности здесь гигантское. В сферах торговли, транспорта и услуг Новосибирска занято порядка 100 — 120 тысяч человек, работающих у индивидуальных частных предпринимателей. Зачастую у наемных работников нет трудовых договоров. Официально они получают минимальную зарплату и, случись болезнь или травма, будут прозябать на грошовое пособие...
К сожалению, у подразделений мэрии, которые занимаются разрешительной деятельностью, мало возможностей для убеждения предпринимателей легализовать доходы работников. Это — разъяснительная работа, обязательное условие при получении муниципального заказа и, в крайнем случае, штрафы за нарушения Трудового кодекса. Однако даже эти меры дали первые результаты: в районных органах по труду и занятости было зарегистрировано более девяти тысяч трудовых договоров. Благодаря регистрации и контролю удалось частично вывести заработную плату из тени. Средняя зарплата у этой категории работников составила более 1400 рублей. И только за второе полугодие 2002 года в городской бюджет было дополнительно получено более 3 млн рублей подоходного налога.

Профсоюзы — школа капитализма?

В соседних регионах были случаи, когда прокуратура возбуждала судебные иски против руководителей предприятий, которые не заключают трудовые договоры. В Новосибирске такого пока не было, хотя и не исключено. На упомянутом выше заседании трехсторонней комиссии появилась более щадящая предпринимателей идея инициировать создание в малом бизнесе профсоюзных организаций, которые будут отстаивать интересы наемных работников. Помощь здесь могли бы оказать крупные заводы, на площадях которых в основном размещаются малые фирмы–арендаторы.

На конец января муниципальными службами зарегистрировано 10819 трудовых договоров, примерно 10 процентов от расчетного количества. Каждый месяц в городе регистрируется около двух тысяч договоров. Нетрудно посчитать, что при таких темпах потребуется еще пять лет на то, чтобы все работники ЧП оформили взаимоотношения с работодателем, как того требует закон.

Идея может оказаться перспективной. Сегодня в разных сферах рыночной экономики занято большое количество людей, которые никак не защищены от произвола работодателей. Ведь в одиночку свои права не защитишь. Поэтому в малом бизнесе зачастую возникают и проблемы с охраной труда. Люди работают на аварийном оборудовании, в антисанитарных, порой взрывоопасных условиях.
По словам Игоря Терехова, на последнем заседании трехсторонней комиссии стороны договорились попробовать на нескольких предприятиях с массой арендаторов связаться с руководством малых предприятий и убедить их создать договорную систему взаимоотношений между работниками и работодателями. При этом в коллективном договоре или трудовом соглашении должны быть заложены хотя бы минимальные социальные гарантии. Скажем, размер зарплаты, указанный в трудовом договоре, должен обеспечивать прожиточный минимум (сегодня — 2086 рублей), что вообще–то положено по закону. Возможно, эта мера поможет легализации зарплат наемных работников, хотя судить об эффективности начинания пока рано.

P. S. В этом году Пенсионный фонд начнет рассылать застрахованным гражданам квитанции с данными о том, сколько в прошлом году поступило средств на их личные лицевые счета. Наверное, даже наемные менеджеры с зарплатами в 500 и более долларов в месяц озадаченно почешут в затылках, ознакомившись со своими квитанциями. Всем привет от Починка!

Валентин ВАСИЛЬЕВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.