Школа как стресс для учителей

С приходом лета у учителей наконец–то появляется замечательная возможность хорошенько отдохнуть. Прямо скажем — есть от чего.

Профессиональная карьера учителя начинается с большого энтузиазма, с далеко идущих целей и часто нереалистичных ожиданий. Спустя некоторое время этот энтузиазм может смениться чувством того, что никакого продвижения вперед нет, что цели, которые они когда–то ставили перед собой, недостижимы. И как следствие этого — удовлетворение и исполнение служебных обязанностей идут медленно на убыль. Ощущение неудовлетворенности переходит в разочарование. Собственные профессиональные возможности или ощущение общего профессионализма подвергаются сомнению. Эти события приводят к формированию у учителей сниженного настроения, апатии, тревожности. Все это ведет к эмоциональному истощению, сопровождающемуся ощущением слабости, невозможности выполнять качественно повседневную работу, конфликтам в семье, негативным отношением к ученикам. Можно говорить о том, что имеется эмоциональный стресс у учителей. Исследования показывают, что это состояние психологического дискомфорта приводит к преждевременному старению учителей, и их биологический возраст превышает фактический на 6–7 лет.
Помимо эмоциональных нарушений стресс вызывает жалобы на нарушение ночного сна с невозможностью быстро заснуть, поверхностный сон, частые ночные просыпания, ранние пробуждения, утреннее состояние дискомфорта и неудовлетворенности сном. В дневное время снижена работоспособность, появляются головные боли и неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления. Времени и финансовых средств для того, чтобы пойти на обследование к врачу не хватает, и характер этих нарушений становиться постоянным. Появляются жалобы на состояние здоровья, нарушение сна, дневную сонливость, частые простудные и воспалительные заболевания.
Феномен истощения педагогов изучается различными учеными. Среди них — группа немецких исследователей. Так, немецкими исследователями Buchka и Hackenberg (1987) составлен перечень симптомов истощения, представленный ими в трех категориях.
1–я категория. Физическое истощение: дефицит энергии, хроническое утомление, слабость, скука, дискомфорт шеи и плечевой мускулатуры, боль в спине, изменения веса тела, повышенная восприимчивость к простуде и вирусной инфекции, бессонница, кошмарные сны, повышенный прием лекарств в целях предотвращения физического истощения.
2–я категория. Эмоциональное истощение: чувство подавленности, отсутствие надежды на помощь, несдерживаемый плач, отказ механизма, контролирующего эмоции, чувство разочарования, эмоциональной опустошенности, отчаяния и одиночества, раздражительность, потеря веры в себя.
3–я категория. Духовное истощение: негативная установка к себе, к работе, к жизни, дегуманистическая установка по отношению к окружающим (цинизм, презрение, агрессивность), невнимание к себе, чувство неполноценности, несостоятельности, утрата естественных контактов с коллегами.
Все симптомы психологического нездоровья непосредственно связаны с состоянием здоровья его внутренних систем. Исследования показывают, что лица, подверженные хроническому стрессу, чаще болеют, их заболевания протекают дольше и носят комбинированный характер.
На первых этапах наряду с эмоциональными нарушениями может увеличиться частота развития респираторных заболеваний, хронического тонзиллита, обострений бронхита и так далее. В основе снижения защитных сил организма у учителей могут быть нарушения функции иммунной системы, поскольку установлено, что длительное время сохраняющиеся сниженное настроение и тревожность, эмоциональная неудовлетворенность могут вызывать снижение функций иммунной системы и соответственно — истощение ее сил в борьбе с различными инфекционными агентами. Необращение к врачам на этом этапе приводит к утяжелению симптомов нездоровья: частым рецидивам герпетической инфекции, нарушению функции желудочно–кишечного тракта, развитию мастопатии у женщин, патологии сердечно– сосудистой системы, что превращает людей в хронически болеющих, лишенных радости жизни лиц.
Как можно предотвратить эти неблагоприятные воздействия стресса на организм учителей, в литературе обсуждаются несколько простых методов. Во–первых, может быть целесообразно обращение учителей при формирующихся психологических проблемах к психологу, психотерапевту, если состояние не может быть пролечено только психотерапевтическими методиками, то возможно применение лекарственных препаратов, корректирующих эмоциональную сферу, включая противотревожные и антидепрессантные препараты. Во–
вторых, необходимо соматическое обследование с проведением банальных процедур оценки анализа, крови, мочи, ЭКГ, маммографии, осмотра гинеколога, терапевта.
Если вы имеете эмоциональные проблемы, ни в коем случае не откладывайте своего визита к врачу, поскольку завтра они заявят о себе множеством хронических заболеваний.

О. А. Малышева, врач–невролог высшей категории, к.м.н., Институт клинической иммунологии СО РАМН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.