Гордиев узел. Он же — транспортный

Недавно Новосибирск был официально признан одним из крупнейших и наиболее значимых в экономическом отношении транспортных узлов России. Эта оценка заставила вспомнить наш давний проект мультимодального центра, который завяжет в один узел все виды транспорта и будет работать к немалой прибыли области. Но будет ли? И является ли Новосибирск столь уж значимым для России?

Гордимся только углепроводом

В Новосибирске продолжают комментировать итоги прошедшей 12 и 13 мая научно–практической конференции «Транспортная стратегия России». В ней приняли участие министр транспорта Российской Федерации Сергей Франк, руководитель рабочей группы президиума Госсовета по вопросам стратегии развития транспортной системы России, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин, представители целого ряда других министерств и федеральных ведомств, а также руководители транспортных предприятий всей России.
Как место проведения конференции Новосибирск был выбран не случайно. Сегодня в радиусе 300 километров от города проживают более десяти миллионов человек — это больше, чем, к примеру, на такой же площади вокруг Санкт–Петербурга. Учитывалось и место Новосибирска как города транзитного, через который проходят товары из Азии в Европу и с юга на русский север. Наконец, только мы можем похвастать таким экзотическим видом транспорта, как углепровод из Кемеровской области. Хотя он не в счет, потому что все равно не работает...
Министр транспорта РФ Сергей Франк, удостоивший Новосибирск столь лестным для нас статусом, заявил, что в Новосибирской области сделан большой научно–прикладной задел в рамках транспортной стратегии страны. Но если объективно разобраться, успехи не столь и велики.
Возьмем, к примеру, инфраструктуру автодорог. Протяженность сети автомобильных магистралей в области составляет почти 15 тысяч километров. Но за последние три года было построено и реконструировано только 178 километров дорог: в среднем по 50 километров в год при финансировании более двух миллиардов рублей. Бюджет текущего года всего 1 млрд 710 рублей. Чтобы сохранить объемы дорожного строительства, губернатором утвержден план в 2 млрд 126 млн рублей. То есть обладминистрации предстоит в условиях уменьшения налоговой базы собрать дополнительно к утвержденному бюджету около 400 миллионов.
Самый большой объект дорожного строительства — так называемая Северная объездная дорога. Ее стоимость что–то около десяти миллиардов рублей. Москва настаивает, что бы эта дорога строилась и за счет областных средств. При нынешних темпах строительства проект завершится только через пять–десять лет. Только тогда транзитный автотранспорт исчезнет с улиц Новосибирска.
Железная дорога работает сегодня, в общем, стабильно, но МПС на пороге реформ, в результате которых роль государства значительно уменьшится. Более того, акционирование сегментов единой пока системы вызовет, по предсказаниям специалистов, дальнейший рост тарифов на перевозки.
Речной транспорт успехами, мягко говоря, похвастать не может, а пассажирские перевозки там практически прекращены. Этот вид транспорта, пожалуй, более всех зависит от стратегии освоения Сибири. Однако у Москвы, несмотря на утвержденный документ, никакой стратегии, похоже, нет. Вряд ли государство будет строить новые города у месторождений и нефтепромыслов. Да и северный завоз будет только сокращаться — начинается расцвет вахтового метода работы. Население русского севера стремительно тает.
Авиаперевозки считаются довольно перспективными при условии, если аэропорт Толмачево получит статус международного. Для этого надо достроить вторую взлетно–посадочную полосу за один миллиард рублей. В этом случае мы сможем принимать тяжелые транспортные самолеты с компактными дорогостоящими грузами, летающие из Азии в Европу и обратно. Такой транзитный пункт был бы чрезвычайно доходен, поэтому на создание международного аэропорта претендует и Красноярск. Но надо отдать должное федеральным властям — денег по потребности не дают ни нам, ни красноярцам...
Если к сказанному добавить, что через Новосибирскую область не пройдут стратегические газо– и нефтепроводы, то можно только удивиться словам министра транспорта Сергея Франка. В чем, собственно, значимость Новосибирска как транспортного узла? Впрочем, одно ключевое направление у нас все–таки есть.

И тогда я обниму китайца

Более тысячи километров наших дорог направления Новосибирск — Казахстан имеет статус межрегиональной сети. Что это означает, понятно без разжевывания — поток товаров из Китая и обратно. Однако и здесь как воздух нужны федеральные деньги. В пограничных с Казахстаном областях надо строить международные автомобильные переходы. Цена одного от 200 до 500 миллионов рублей. Только переходы современного уровня позволят избежать потери времени на оформление, сложности в проведении досмотра грузов, решит проблемы со скоропортящимися грузами и т. д. Существует федеральная программа обустройства таких пунктов, однако пока ни в одну пограничную область ни на один постоянный автомобильный переход деньги из Москвы не поступили. Поэтому наша область на свои средства в прошлом году сделала временный пограничный переход около села Октябрьское.
Еще новость: этим летом в городе Обь заработает крупный таможенный терминал, где будут проходить контроль все автотранспортные средства, привозящие товары в Новосибирск. Он объединит складские помещения и таможенный пост Новосибирский, что позволит в несколько раз сократить время на прохождение таможенного досмотра любых грузов. Кроме того, в структуре терминала будут работать различные государственные контролирующие органы: центр стандартизации и метрологии, фитосанитарный и ветеринарный контроли, таможенные оценщики и переводчики, отделение банка. «Таможенники считают, — сообщает «Континент Сибирь», — что создание такого терминала станет первым шагом к реализации в Новосибирске трансфертной схемы при перевозке товаров, подлежащих таможенному контролю».
Таким образом, сегодня судьба нашего транспортного узла весьма зависит от значимости для страны нашего южного направления. Москва в рамках государственной политики могла бы поддержать хотя бы эти локальные начинания. Но что же мы услышали на упомянутой выше конференции «Транспортная стратегия России»?
Замминистра транспорта Борис Новосельцев заявил, что в рамках новой концепции государство должно сократить собственное вмешательство в деятельность отрасли до минимально необходимого уровня. Ставка будет сделана на конкуренцию независимых операторов и привлечение частных инвестиций. Даже городской транспорт должен быть приватизирован в ближайшие два–три года — таково мнение члена нынешнего правительства.
Похоже, это правительство денег «одному из крупнейших и наиболее значимых в экономическом отношении транспортных узлов России» не даст. Если ставка сделана на то, чтобы, по словам председателя комитета Совета Федерации Валентина Завадского, «создавать рынки везде, где это возможно», то всю политику власть предержащих можно определить словами «базар–вокзал». До Сибири ли им?
Что же до инвестиций, то здесь еще проще. Говорят, что потенциальных инвесторов, особенно иностранных, пугает качество сибирских дорог. Но (если вспомнить слова Гоголя) наши дураки, включая и московских, должны пугать еще больше... Наверное, поэтому с инвестициями в России не очень хорошо.

Валентин ВАСИЛЬЕВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.