Явление МХАТа народу

28 апреля закончились гастроли МХАТа имени Чехова в Новосибирске. По всем формальным признакам событие получилось выдающееся. Последний раз МХАТ выезжал с таким количеством спектаклей 14 лет назад. В Новосибирске он побывал впервые за всю историю своего существования. Из всего этого получился настоящий фурор.

Билеты были раскуплены за два дня. Перед спектаклем кассу трясли жаждущие входного билетика, активно покупали «с рук» за тысячу–полторы. В зале сидели на ступеньках, приставных стульях, шлифовали стены. В ДКЖ не хватило даже «стоячих» мест: толпа театроманов, не попавших на спектакль «N№13», возмущенно осаждала двери зала, мешая счастливчикам воспринимать происходящее. Восторги с овациями, особенно в адрес «Саши Белого» после спектакля «Амадей», были похлеще, чем на стадионе «Сибирь». Юная поклонница, не успевшая пробиться к сцене и вручить цветы, разрыдалась. Подобный ажиотаж вряд ли был знаком нашему тихому провинциальному городку.
Магическое воздействие на публику оказали марка театра и невероятное количество звезд, озаривших периферию. В одной только «Утиной охоте» собрались все сплошь знаменитости: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Александр Семчев, Марина Зудина. «Чайка» явила Евгения Миронова, Вячеслава Невинного, Ирину Мирошниченко, Евгению Добровольскую. В «N№13» блистали Евгений Миронов и Авангард Леонтьев. «Амадей» представил Олега Табакова и Сергея Безрукова. От радости в зобу дыханье сперло!
Чем чаще артист появляется на экране — тем милее он народу. Приехала бы Вероника Кастро — точно так же сотрясался бы воздух. Публика творит себе кумиров и вполне счастлива от этого. Мастер перед тобой или ремесленник — какая разница?! Кино и не определяет, кто есть кто. Для этого существует театр.
С одной стороны, публика захлебнулась лишь от факта присутствия. С другой — возложила на МХАТ невероятные ожидания. А спектакли оказались столь разными по художественному уровню, что показалось, будто знаменитый театр на распутье и находится в кругу тех же проблем, что и прочие современные театры. Отзывы публики были самые противоречивые: от «Ну, вооще!» до «Теперь мы больше стали ценить наши новосибирские театры».
Лидером проката еще долго будет оставаться «N№13» — спектакль Владимира Машкова, притягательный абсолютно для всех категорий зрителей, рассчитанный на аудиторию от мала до велика. Не претендующая ни на какую философскую глубину, эта комедия положений имеет одну цель: сделать всем смешно. Цель достигается «легким движением руки». Избегая пошлости, отсеивая из своего арсенала завлекалочки сомнительного свойства, актеры демонстрируют высочайшую исполнительскую технику, нескончаемый диапазон выразительных средств. Но, отсмеявшись всласть, по–прежнему хочется распознать: так что же такое театр XXI века?
Ну уж точно это не «Чайка», не «Амадей». Спектакли ставились лет 20 назад и кажутся устаревшими прежде всего в плане театрального языка. Их оставляют в репертуаре, как пенсионеров в штате, за прежние заслуги. С ними нужно исключительно на «Вы» и побольше почтения, а то сочтут за циников. А вот премьеры последних лет — другое дело.
Слаженность ансамбля, где ни слова не произнесено впустую, — в «Утиной охоте». Трепетность, подробность, беззащитность духовной жизни — в «Старосветских помещиках». Современная режиссура? В «Пролетном гусе» она как–то уж слишком растворилась в актерах. С равной периодичностью сменяя друг друга в монологах, молодежь отлично, на высоком исполнительском уровне читает текст Астафьева, а для разнообразия поет песни сибирской глубинки. Контакт с залом идеальный. Зрительницы активно плачут в первом действии, потому что там повествуется о трех безвременных смертях. Во втором действии можно расслабиться и посмеяться: умиляют повадки деревенских жителей. За спектакль здесь выдается литературная композиция, которая вполне обходится без драматургического материала, системы образов, сквозного действия и режиссерского решения. Есть подозрение, что постановщик Марина Брусникина готовила эту работу для радио.
«Нули» в режиссуре Яна Буриана из Чехии с Сергеем Юрским в главной роли оказались обычным сортиром, где активно друг друга мочат. Все действие происходит в общественной уборной, причем обыгрывается весь антураж этого заведения, и даже запах, кажется, соответствующий. Населяют пространство герои, актуальные для современных пьес: проститутки, инвалиды, бомжи, раскулаченные дворяне. Доказывается, как у Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». Персонаж Юрского 50 лет провел уборщиком туалета, всякое повидал, и его надо за это уважать. К счастью, он находит компаньоншу, и они за этой самой дверью с двумя нулями разворачивают бизнес. Когда после надуманных диалогов идут музыкальные перебивки, он принимается совершать некие танцевальные телодвижения, но выглядит это нелепо и жалко. Впрочем, мэтру можно все.
Осмыслив триумфальные гастроли, делаешь вывод, что вовсе не обязательно ехать в Москву за впечатлениями. И не только потому, что гора сама пришла к Магомеду. Одни и те же минералы содержатся в столичной и сибирской породах. Просто та гора размером побольше. В театральной картине Новосибирска наблюдаются такие же пропорции удач и неудач, открытий и рутины, талантов и халтурщиков. В конце концов, у нас тоже есть МХАТ, правда сибирский. Дело не в квасном патриотизме. Просто спокойнее надо смотреть на вещи...
Любимый город может спать спокойно!

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.