АЗС на пользу городу и автовладельцам

Бурное строительство автозаправочных станций в Новосибирске в последние годы привело к их переизбытку — такова оценка ситуации крупными игроками розничного рынка нефтепродуктов.

Владельцы АЗС, длительное время работающие на рынке, уже давно взывают к мэрии с требованием прекратить хаотично раздавать участки под строительство новых АЗС. Они не скрывают, что открытие новых автозаправок угрожает их бизнесу и ведет к дестабилизации рынка.
Первый вице–мэр Владимир Шумилов полагает, что такие настроения операторов есть не что иное, как проявление конкурентной борьбы и стремление крупных игроков монополизировать розничный рынок. Как отметил Владимир Николаевич, многие владельцы АЗС говорят об убыточности бизнеса, однако никто из них пока не разорился. Также вице–мэр считает надуманным обвинение операторов в отсутствии у мэрии ясной концепции развития автозаправочных комплексов на территории города, однако это не означает, что в данной сфере бизнеса нет проблем.

На сегодняшний день на территории Новосибирска действует 109 коммерческих АЗС (в том числе 10 контейнерных), кроме того, 20 АЗС, расположенных на территории предприятий. Одиннадцать АЗС строятся. 25 земельных участков отведены под строительство АЗС, 14 участков находятся в стадии оформления. Крупные автозаправочные сети Новосибирска: ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» — 25 АЗС, ОАО «Трансервис» — 15, ООО «Беркут» — шесть действующих и одна строящаяся, ЗАО «Корпорация «Транс–Блок» — шесть, ООО «АЗС–Синтез» — пять действующих и одна строящаяся АЗС.

В начале 1990–х годов, когда в стране грянул автомобильный бум и законодательно предпринимателям разрешили открывать автозаправки, в Новосибирске начался этап интенсивного строительства АЗС. Вначале это были преимущественно контейнерные заправки, которые позже стали вытесняться современными автозаправочными комплексами.
В 1997 году мэрией была принята генеральная схема развития АЗС. Она предусматривала развитие заправочных станций по основным магистралям. По признанию Владимира Шумилова, власти не всегда строго придерживались принятой концепции развития АЗС. В мэрию приходили предприниматели и предлагали установку АЗС в местах, не предусмотренных генеральной схемой развития АЗС. Городская власть зачастую шла им навстречу, учитывая, что это временные сооружения — контейнерные АЗС. Система контейнерных заправок в какой–то мере предопределила будущую структуру размещения заправок в городе. Там, где контейнерные АЗС не прижились, никто стационарные строить не стал, а на доходных местах появились стационары. Постановление мэрии о замене контейнерных АЗС стационарными вышло в 1999 году.
Владимир Шумилов подчеркнул, что больших отступлений от генеральной схемы не произошло — большинство АЗС закрепились на магистральных улицах, как и было прописано в концепции. В настоящее время департаменту архитектуры поручено совместно с операторами рынка откорректировать генеральную схему развития АЗС с учетом сегодняшних реалий.
Прежде раздача земельных участков осуществлялась без конкурсов, на основе двухсторонней договоренности мэрии и предпринимателей. Неудивительно, что выдача разрешений под строительство автозаправок нередко сопровождалась громкими скандалами. В условиях отсутствия открытого конкурса нередко звучали обвинения в адрес властей, что земельные участки раздаются по принципу приближенности предпринимателей к высокопоставленным чиновникам мэрии. Владимир Шумилов не исключает, что при распределении участков под строительство АЗС кто–то из чиновников городской администрации мог лоббировать интересы той или иной компании. Этот негативный момент в работе органов власти присутствует в любой стране и в любом бизнесе. Однако, по мнению Владимира Николаевича, лоббирование в большей степени носит не личностный, а корпоративный характер. То есть мэрия идет навстречу прежде всего тем компаниям, которые активно помогают городу.
Задача городской власти, по мнению Владимира Шумилова, состоит в том, чтобы создать нормальные условия для цивилизованного ведения бензинового бизнеса как крупным, так и мелким его участникам. Это позволяет избежать монополии и, соответственно, необоснованного роста цен на горючее. Судя по результатам, с поставленной задачей власти успешно справляются. Сегодня конкуренция на рынке подталкивает операторов к строительству современных автозаправочных комплексов с применением самого передового технологического оборудования.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.