Художники оживили свои надежды

В Новосибирской картинной галерее открылась ретроспективная выставка новосибирских художников «Время надежд». Более 70 произведений живописи, графики, скульптуры, созданных во второй половине 80–х — начале 90–х, посвящены эпохе перестройки — времени больших ожиданий, духовного подъема и последующих разочарований.

– Художники впервые поняли, что можно делать все, что хочешь, и их за это не накажут, — автор проекта Владимир Назанский кивнул на остросоциальные полотна, свидетельствующие о пробудившейся активной жизненной позиции их создателей. Каждый из них счел себя обязанным быть гражданином! Но потребность прославлять партию сменилась у гражданина критическим взглядом на происходящий в стране бардак.
Горбачев, изображенный на куске мешковины, простирает указующие персты в противоположные стороны. Из–под мешка выглядывает фанерный щит с потеками только что наложенной белой краски и падающими вниз, на обрывки газет, заляпанными птичьими перьями. Таков образ перестройки у Сергея Мосиенко, который уже тогда, в 89–м, не страдал отсутствием не только иронии, но и желчи. Владимир Степанов поиздевался над «Настоящим патриотом», который не одолел глухой забор в цивилизованный мир по причине исконно русского пьянства и засыпания под этим самым забором. Михаил Паршиков средствами политического плаката и социальной карикатуры выразил образ тогдашней правды и полуправды.
Давно это было. Художественная жизнь Новосибирска расцветилась поездками за границу, появлением первых независимых галерей, знаменитыми выставками «8» в Союзе художников, после чего перешептывались, что Сергея Мосиенко вот–вот арестуют. Ныне известные как радикальные художники Скотников — Мизин — Булныгин в то время отдавали дань фигуративной графике, а абстракционист Владимир Мартынов был гиперреалистом. Более всего время надежд обозначилось в том плане, что у молодых художников было все впереди. Они нащупывали свой стиль, вступали в профессиональный Союз, зарабатывали себе имя и деньги. Экспозиция дает возможность сравнить: какими были — такими не остались.
Художник Владимир Иванкин представил мрачный урбанистический пейзаж 87–го года: ночь без фонарей, пустынная улица упирается, как в тупик, в подножие горы Машук, где был убит Лермонтов. Эта живопись весьма вписывается в общую атмосферу выставки, но аполитичный автор уверяет, что ничего подобного не имел в виду. Отдыхал в Пятигорске, писал солнечный день, в итоге вышла ночь.
— Как раз тогда шел этот дурацкий съезд, на котором, кажется, объявили про социализм с человеческим лицом, и мы все это воспринимали как очередную бредню, — предался воспоминаниям Иванкин. — Типа собрались ребята и придумали очередную игру: давайте всех критиковать. Я попал в эту волну, рисовал картинки со Сталиным, но скоро мне это стало неинтересно. Конечно, цензура ушла, многие получили возможность заниматься тем, к чему душа лежит. Зарабатывать? Помню, спорил с Андреем Черновым, он с выпученными глазами доказывал, что наконец–то начинают за искусство платить деньги, а я — что никогда деньги рядом с искусством не стояли. Ностальгия по тем временам осталась. Хотя никто не знал верного направления...
А сейчас–то кто–нибудь его знает? Сейчас, когда проще всего быть конъюнктурщиком, потому что быть гражданином надоело, а поэтом — голодно.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.