Плацентарные маски — модная процедура. И только!

Интервью с доктором медицинских наук профессором руководителем лаборатории фетоплацентарной патологии Института общей патологии и экологии человека СО РАМН Николаем Ивановичем ЦИРЕЛЬНИКОВЫМ.

— Ваша лаборатория изучает фетоплацентарную патологию. Фето — плод, стало быть, речь идет о здоровье будущего ребенка. Но решающая роль при этом отводится плаценте. Почему?
— Начнем с того, что с точки зрения эволюции плацента является самым молодым органом. Она гораздо моложе, чем, скажем, мозг. У млекопитающих, в том числе и человека, в ходе эволюции плацента проникла в кровь матери. Поэтому весь организм матери задействован в процессе создания необходимых для ребенка условий. То есть, с одной стороны, плацента обеспечивает ребенка всем жизненно важным, с другой стороны, если организм матери нездоров, происходит патологическое развитие ребенка. Малыш «считает», что больная мама — это та среда, к которой надо адаптироваться. И, естественно, он формирует не нормальные, а патологические реакции — чтобы выжить. Например у женщины с диабетом плод начинает приспосабливаться к большому количеству сахара в организме. При этом клетки поджелудочной железы ребенка начинают вырабатывать большое количество инсулина и быстро истощаются.
— Я слышала, что Вы занимаетесь разработкой методов диагностики по плаценте.
— Каждый из нас появляется на свет со своеобразной «сопроводительной запиской» природы, предупреждающей о возможных грядущих болезнях. Мы можем оценить риск поражения ребенка, если у женщины есть соматическая патология при беременности, можем рекомендовать тип поведения или индивидуально подобранную тактику лечения, что позволит этот риск снизить. Мы определяем риск практически по всем существующим патологиям: гипертонической болезни, анемии, эндокринной патологии, инфекции. Мы можем в родильном доме после родов взять плаценту и по ней сделать реальный прогноз здоровья ребенка. Ведь «проснуться» болезнь может не сразу, а спустя 25 или 40 лет. Бороться с ней бывает подчас уже поздно.
Представьте себе: выписываясь из родильного дома, мать получает составленное врачами «досье» на новорожденного — чем он переболел еще в ее утробе, какие недужные рифы его подстерегают... И растит, воспитывает, закаливает, уверенно обходя опасности. Скажем, при беременности, осложненной диабетом матери, плацента показывает предрасположенность к сахарному диабету. Зная это, нужно лишь на 10–15% сократить в рационе ребенка количество углеводов, не приучать его к сладостям. И, напротив, увеличить процент белков. Так, благодаря прогнозу человек никогда не познает сахарного диабета.
— Эта диагностика необходима для всех?
— Из двух третей женщин, беременность которых осложнилась какой–нибудь патологией, только 15–30% нуждаются в обязательной плацентарной диагностике.
— Какими методами Вы исследуете плаценту? Какова длительность исследования?
— Мы проводим структурно–биохимический, стереометрический и радиоиммунный анализы. В зависимости от сложности они занимают от трех часов до трех дней
— Можно ли, зная о свойствах плаценты, проводить внутриутробную профилактику и добиться рождения здорового ребенка?
— Постоянно контролируя (по анализам материнской крови и околоплодной жидкости) состояние плаценты, можно корректировать развитие ребенка еще в утробе. Что, кстати, успешно практикуется на Западе. И тогда больная женщина родит, как ни парадоксально звучит, здоровое дитя.
— Одним из направлений Вашей работы является создание искусственной плаценты. Для чего она нужна?
— Невынашивание является причиной гибели новорожденных в 87–90% случаев. И поэтому создание современных технологий выхаживания направлено на поддержание детей, которые родились ослабленными, недоношенными. Сейчас мы занимаемся разработкой технологии, переживающей плаценты. Есть ситуации, когда новорожденных необходимо подключать к живой плаценте от другого ребенка. Эта технология исключает применение сильнодействующих лекарственных препаратов и может быть поистине плодотворной для здоровья ребенка. И хотя этот замысел сталкивается с финансовыми проблемами, его осуществление — абсолютно реальная перспектива.
— Как Вы думаете, насколько эффективны рекламируемые сегодня плацентарные маски?
— Это просто модная процедура. Конечно, можно заставить синтезировать плаценту некоторые вещества, направленные на омоложение и регенерацию кожи, но пока таких технологий нигде в мире нет. То, что сейчас называется плацентарной маской, это лишь масляный и спиртовой экстракт плаценты. При производстве этих суррогатов используются технологии, при которых разрушаются практически все биологически активные вещества плаценты. Остаются некоторые микроэлементы и коллаген (белковое вещество соединительной ткани). Кстати, их можно получать и другими, менее дорогостоящими способами. Если бы сохранялась биология плаценты, как об этом говорят производители масок, то данные маски было бы очень опасны для применения. Ибо вирусы и другие микроорганизмы разрушаются намного сложнее, чем биологические вещества плаценты. А так как сейчас практически все женщины являются носителями той или иной инфекции, то все маски были бы заражены.
— Какую еще опасность могут нести в себе маски из плаценты?
— Говорят, что плацента может оживить мертвого и убить здорового. Каждая плацента запрограммирована на работу со своим ребенком. Так, если взять плаценту доношенного или, тем более, переношенного ребенка, то она будет иметь вещества, блокирующие омолаживающие и регенераторные функции. Причина: к моменту рождения ребенка плацента перестраивается. Ей уже не нужно участвовать в развитии плода, а наоборот, надо как бы отторгнуть ребенка из себя. Поэтому при использовании масок вместо омолаживающего эффекта можно получить более быстрое старение кожи.
— Вы наблюдали таких больных?
— Были местные фирмы, которые занимались распространением и, возможно, производством плацентарных масок. Очень много людей, которые эти маски использовали, обращались ко мне с самыми различными осложнениями: отеками, инфицированием, морщинами и так далее.
— Как еще может быть использована плацента?
— Франция первой, еще лет 15 тому назад, начала использовать плаценту в производстве косметики. Кстати, собирали французы плаценту для этих целей за бесценок в Москве, а нам экспортировали сверхдорогие кремы, сделанные на основе плаценты. Существующая сегодня косметика из плацентарного материала, так же как и маски, является лишь данью моде. Никакие целебные свойства плаценты в этих кремах не сохраняются.
Кроме косметики, сегодня разрабатываются, в том числе и нами, различные инъекционные биостимуляторы из плаценты, у которых, как я думаю, есть будущее.

Светлана ПИМЕНОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.