Почему хотят приватизировать муниципальный транспорт?

По сообщению пресс–службы, в мэрии утвержден новый реестр маршрутов общественного транспорта Новосибирска. Этому предшествовал продолжительный скандал: частные перевозчики обвиняли власти в несправедливом распределении маршрутов. С другой стороны, растет возмущение пассажиров, особенно льготников, которые предъявляют претензии к властям в неспособности защитить интересы малоимущих новосибирцев, обеспечить условия проезда и безопасность.

Рынок и льготы

Причина проблем и неразберихи на улицах Новосибирска в том, что перевозчики — муниципальные и частные — изначально были поставлены в неравные условия. Муниципалы обязаны перевозить льготников (64 категории граждан!) бесплатно. Компенсации из бюджета на эти цели явно недостаточны: в этом году на дотации муниципальному транспорту заложена сумма в 260 млн рублей. Если учесть, что ранее финансирование было еще хуже, то становится понятным, почему городской транспорт стареет и уменьшается прямо на наших глазах. А вот доля частного бизнеса в пассажирских перевозках растет год от года. В этой среде есть как мелкие ЧП, так и довольно крупные коммерческие структуры, располагающие 30 — 100 транспортными единицами. Столь бурное развитие предпринимательства обусловлено тем, что частники избавлены от повинности перевозить льготников бесплатно. И в то время как муниципальные ПАТП латают фактически списанные автобусы, частные предприниматели берут банковские кредиты и увеличивают свой подвижной состав.
Ситуация могла бы развиться в социальную катастрофу, когда частники просто выдавили бы муниципалов с улиц города и о льготах можно было бы забыть, но этому мешает действующее законодательство. Правда, и в этом вопросе много странного. Услуги по транспортировке населения регламентируются законом «О пассажирских перевозках в Новосибирской области», принятом облсоветом в июле 1999 года. Этот закон установил равные права между коммерческим и муниципальным транспортом. Но годом раньше горсоветом было принято Положение «О конкурсе и работе немуниципального транспорта», которое противоречит областному закону. Согласно ему право работы на городском маршруте должно определяться в ходе открытого конкурса среди предпринимателей. Муниципальные перевозчики, работающие вне конкурса, оказались как бы в привилегированном положении.
Естественно, частные перевозчики, объединенные сегодня в Сибирский транспортный союз (СТС) и некоммерческое партнерство «Экспресс–Мотор» (сюда входят мелкие предприятия), недовольны ситуацией. И, более того, считают, что муниципальный транспорт должен участвовать в конкурсе, как и любой коммерческий перевозчик. С точки зрения классических рыночных отношений все вроде бы верно. Но... В подавляющем большинстве частники категорически не желают нести ту же социальную нагрузку, которую несут муниципалы. То есть перевозить льготников бесплатно.
Вот один из свежих примеров. На транспортную ветку, соединяющую Ботсад с Восточным жилмассивом, где рассматривалось только 20 вакансий, было подано аж 116 заявок. В ходе этого конкурса по инициативе депутатов горсовета было введено такое новшество: конкурсантам, обязующимся возить льготников за полцены, давались дополнительные три балла. Из 116 претендентов лишь 29 были согласны пойти на это...
Очевидно, что в создавшихся условиях уравнять рыночные шансы муниципальных и частных перевозчиков невозможно, так как социальная ответственность предпринимателей, мягко говоря, невысока.

Перекосы на дорогах

Описанный конфликт интересов, пожалуй, главная, хотя и не единственная, проблема пассажирского транспорта Новосибирска. Если во внимание принять еще и путаницу в законах, то вопрос кажется неразрешимым. Правда, была попытка разрядить ситуацию: к примеру, заменить привычный бесплатный проезд пенсионеров денежной компенсацией этой категории граждан. В этом случае финансовая дотация, которая сейчас выплачивается муниципальным перевозчикам, равномерно распределялась бы между пассажирами– льготниками. И пассажиры вместо ожидания «своего» автобуса получали бы возможность проезда частным транспортом. Однако против этого предложения выступили сами пенсионеры: «транспортная» доплата от мэрии (около 50 рублей) показалась старикам насмешкой.
Однако и создавшееся положение тоже не подарок. Вот один из примеров, получивших огласку в печати. В конце прошлого года ООО «Тау–Сервис» приняло участие в конкурсе на обслуживание маршрута N№1015. Было выставлено 16 вакансий. В результате маршрут пополнился шестнадцатью машинами, одна из которых принадлежит «Тау–Сервис». Однако впоследствии, по словам директора этого предприятия, здесь же появились еще десять муниципальных машин ГАПП N№5, которые работают вне конкурса. Плюс открылось пять фактически параллельных маршрутов. Таким образом, одна транспортная линия стала обслуживаться 63 (!) маршрутками. Водители выстраивались в очередь. Представитель «Тау–Сервис» как–то провел в этой очереди четыре с половиной часа. В ответ на жалобу в центральном управлении городского авто– и электротранспорта (ЦУГАЭТ — организация, подотчетная управлению пассажирских перевозок) директору ООО ответили, что надо бы лишить частное предприятие договора на этот маршрут, так как план рейса по количеству поездок оно не выполняет.
Упомянутый выше новый реестр маршрутов общественного транспорта Новосибирска, утвержденный в мэрии, должен исправить многие «перекосы», возникшие на наших дорогах. Теперь при проведении конкурсов на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города соответствующая комиссия мэрии должна руководствоваться этим документом. Специалисты подсчитали оптимальное число маршрутов и количество транспортных единиц, необходимых для обеспечения пассажирских перевозок в полном объеме. Согласно реестру социальный муниципальный заказ выполняют 1149 единиц подвижного состава, общий муниципальный заказ — 331. Кроме того, на маршрутах города работают 2427 немуниципальных автобусов разной вместимости. Общее количество маршрутов — 200. Реестр составлен с учетом времени оборота рейсов и протяженности маршрутов следования.
По сравнению с реестром, утвержденным в 2000 году, произошло небольшое сокращение маршрутов. В целях оптимизации маршрутной сети должно произойти объединение некоторых маршрутов, так как рынок перевозок уже сложился, и сегодня предстоит навести здесь порядок.
Как отметили специалисты, впереди — кропотливая работа по оптимизации маршрутной сети, то есть по выводу машин малой вместимости и замене устаревшего транспорта комфортабельными автобусами большой вместимости. В первую очередь с улиц города будет выведен устаревший вид транспорта малой вместимости (РАФ, КАвЗ, «Таджик», «Кубань», ПАЗ– 672). Согласно графику за три месяца текущего года 43 единицы такой техники уже прекратили перевозку пассажиров. В целом за 2003 год с новосибирских улиц должно быть выведено 137 единиц устаревших моделей пассажирского транспорта.
Разработка нового реестра и оптимизация маршрутной сети — очередной шаг в нужном направлении, но главное должно быть сделано в законодательстве. Последняя идея на этот счет, высказанная на самом высоком уровне, — приватизация муниципального транспорта. А чтобы льготники не пострадали, будут организованы адресные дотации малоимущим гражданам. Правда, о размерах этих дотаций и механизмах их выплат наши государственные лидеры пока молчат.

Валентин СИДОРОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.