Все дело в носе

На прошлой неделе в Новосибирске состоялся V Конгресс российского общества ринологов (от латинского «рино», что означает «нос»).

Вообще–то существует одна общая дисциплина — оториноларингология, которая изучает строение, функции и болезни уха, горла и носа. Что же касается разделения на «ухо», «горло» и «нос», то оно весьма условное. Потому что по–большому счету лор– врач должен знать и уметь все хотя бы потому, что и ухо, и горло, и нос взаимосвязаны. Так, при заболеваниях носа очень часто начинают страдать уши, горло и наоборот, при заболевании горла инфекция может подняться выше, в результате чего заболит нос (например, гайморовы пазухи), а за ним и уши. Поэтому при лечении одного «оториноларингологического» органа необходимо учитывать и другие «родственные» органы. В противном случае может получиться так, как в поговорке «одно лечим, другое калечим».
И тем не менее есть врачи, которые больше времени уделяют болезням носа. В какой–то степени это связано с появлением риноэндоскопии и риноэндоскопических операций — безусловно, крупнейшем достижением в области современной оториноларингологии. Эндоскопические операции в отличие от традиционных подходов в хирургическом лечении лор–болезней более щадащие, то есть менее травматичные, а значит, и менее безопасные в плане развития осложнений. Поэтому на Конгрессе докладов на эту тему было представлено немало.
В то же время и эндоскопические лор–операции не «панацея», поскольку бывают случаи, когда проведение обычной операции предпочтительнее. Нередко лор–врачу приходится отодвигать от себя эндоскопическую технику и браться за обычный скальпель.
Однако вопрос о том, в каких случаях желательно проводить открытую операцию, а в каких — эндоскопическую, до сих пор остается дискуссионным. Например, проблема лечения полипозного ринита. Врачи постоянно обсуждают между собой вопросы о том, каким способом лучше удалять полипы и нужно ли их удалять вообще.
«Полипоз — заболевание рецидивирующее, — рассказывает профессор Маргарита Андреевна Рымша. — Сколько ни удаляй полипы, рано или поздно они образовываются вновь. Возникает вопрос: а нужно ли их тогда вообще удалять? Ведь операция, какой бы легкой она ни была, все–таки остается операцией, при которой всегда существует риск осложнений. Но мы считаем, что удалять полипы нужно, так как они затрудняют носовое дыхание, в результате чего из–за хронического дефицита кислорода происходит нарушение мозговой деятельности. Естественно, страдают и другие органы и системы организма. Поэтому мы за радикальное лечение. Больше того, мы считаем, что для получения наилучшего результата при удалении полипов нужно проводить масштабную операцию со вскрытием решетчатого лабиринта. А затем, чтобы не было рецидивов, назначать длительную лекарственную терапию. Как показывает практика, результаты такого лечения очень хорошие. Конечно, эндоскопические операции более аккуратные, но после них случаются рецидивы, и больных приходится оперировать во второй, третий, четвертый раз...».
Другой серьезной вопрос, который обсуждался на Конгрессе — лечение лор–заболеваний врачами других специальностей, в частности терапевтами и педиатрами. Врачи этих специальностей умеют смотреть горло, однако часто им не хватает умения и знаний осмотреть носовые раковины. А это очень важно, так как болезни горла могут быть тесно связаны с заболеваниями носа.
«То же самое касается и лекарственных препаратов–спреев для лечения носоглотки, — замечает профессор Рымша. — Совсем не обязательно, чтобы их назначали только лор–врачи. Это могут сделать и грамотные терапевты. Такое назначение должно быть эффективным не только при лечении горла, но и для профилактики заболеваний носа. Другое дело, если по истечении пяти дней лечение не приносит положительных результатов, то во избежание осложнений и хронизации патологии носа и глотки нужно обязательно направить больного на консультацию к узкому специалисту, то есть лор–врачу».
Безусловно, большое внимание уделили специалисты проблеме храпа. Несмотря на то, что существует множество методов лечения этой патологии, нередко они оказываются недостаточно эффективными. Потому что решение проблемы в каждом конкретном случае зачастую требует абсолютно индивидуального подхода. Иногда нужно провести одновременно две–три операции, так как причин храпа у одного и того же пациента может быть сразу несколько, а иногда достаточно одной операции, чтобы пациент навсегда перестал храпеть. То есть для успешного лечения храпа нужно не только хорошо знать все виды операций, но и еще суметь выбрать наиболее оптимальные из них. А это совсем не просто, как может показаться на первый взгляд.
Внимание специалистов привлекла секция иммунологии. С интереснейшим докладом на эту тему выступили петербуржцы. Сегодня многие исследования показывают, что лор–патология прекрасно чувствует себя на фоне пониженного иммунитета. По данным иммунологов, практически каждый второй новосибирец имеет вторичный иммунодефицит. Возможно, в этом и заключается ответ на вопрос о широком распространении в регионе оториноларингологических заболеваний. Так или иначе, но сейчас в схемы лечения лор–болезней включают иммуномодулирующие препараты. Такой подход позволяет в значительной степени ускорить процесс выздоровления и снизить вероятность развития рецидивов заболевания.
С интересом врачи слушали и выступления представителей частных клиник, в частности красноярской лор–клиники. В Новосибирске есть частные лор–кабинеты. Однако частная клиника — это значительно больше, чем кабинет, и по хирургическим, и по терапевтическим возможностям, и по пропускной способности. В связи с этим в кулуарах ведущими специалистами серьезно рассматривался вопрос о создании подобной клиники и в нашем городе.
Естественно, прозвучали и «детские» доклады. Хорошо известно, что все хронические заболевания родом из детства. Не исключение и лор–болезни. Если ребенок страдает аденоидитом, частыми ринитами и при этом не получает адекватной помощи, то, скорее всего, в будущем эти заболевания приобретут у него хроническое течение и вылечить их уже будет невозможно. В связи с этим профилактические осмотры детей с целью раннего выявления лор–заболеваний являются наиважнейшей составляющей снижения оториноларингологической заболеваемости населения во всех возрастных категориях.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.