Государству нужна реформа. А нам?

Нет сегодня в России более странной темы, чем начавшаяся реформа ЖКХ. Новосибирцы уже пожинают плоды госполитики в этой сфере. Развал отрасли скоро достигнет предела, дыры латают повышением тарифов. Наш муниципалитет, хоть и ходит в передовиках среди городов Сибири в деле реформирования сферы ЖКХ, с переменами не торопится. А может, и правильно делает?

Муниципальные коммунальные предприятия освобождены от налога на добавленную стоимость, но частные фирмы обязаны платить. В таких условиях о конкуренции, за которую так ратует государство, можно забыть. Государство дотирует жилищную сферу и одновременно забирает деньги в виде налогов — это просто бессмысленно.

Государство сильно выиграет на прекращении дотирования предприятий ЖКХ и передаче средств господдержки населению в виде субсидий. Бюджетное финансирование сферы составляет около 123 млрд рублей в год, а на субсидии уйдет чуть более 40 млрд. Экономия на нас колоссальная...


Разрушительная машина реформаторов

Истоки нынешнего кризиса сферы ЖКХ следует искать, естественно, в реформаторской деятельности Ельцина и его как бы министров. В середине 90–х было упразднено Министерство ЖКХ и Кремль потерял механизм централизованного управления этой сферой, профилактики аварийности и пр. Едва ли не одновременно при участии американских советников начался эксперимент по внедрению частных форм в ЖКХ Новосибирска, Екатеринбурга и, конечно же, Москвы. Реформаторы хотели в данной сфере повторить успех, достигнутый ранее в торговле, когда за короткое время исчез дефицит на продовольственном рынке, а потом — на рынке бытовой техники. Чтобы реформы пошли бодрее, финансирование ЖКХ государством, по словам первого зампреда Госстроя Сергея Круглика, сокращалось в десять раз(!) каждый год. По сути, был запущен механизм полного разрушения существующей сферы жилищно–коммунального хозяйства в привычной нам форме. Этот грядущий крах должен подвигнуть страну и ее граждан к решительному реформированию ЖКХ хотя бы из инстинкта выживания.
Однако частные предприятия в середине 90–х не прижились не только у нас, но и в других городах, где проводился эксперимент. Американские советники просчитались, и причин тому несколько. Во–первых, бизнесмены не пошли в планово–убыточную отрасль — торговать и воровать оказалось прибыльнее. Во– вторых, сама попытка повторить торговые достижения в другой сфере оказалась несостоятельной: успех в торговле был обеспечен прежде всего за счет импортного ассортимента, для ЖКХ никакого импорта с низкой себестоимостью попросту нет. И, наконец, Россия — не Америка: наш самый южный город находится севернее любого их северного (малозаселенная Аляска не в счет). Иными словами, у нас ЖКХ — область жизнеобеспечения и общественной безопасности. Представьте себе, что по вине представителя частной жилищной организации зимой размораживается система теплоснабжения девятиэтажки. Что тогда делать жильцам, городу?
Первый эксперимент провалился, его герои забыты. Зато продолжал работать механизм разрушения...
Стань хозяином своей Атлантиды
Увы, после Ельцина в стране мало что изменилось. Недавно один из оставшихся при власти министров–реформаторов — Починок — озвучил страшные цифры: в настоящее время муниципалитеты смогут профинансировать только 12,5% своих обязательств перед ЖКХ. В целом по России местной власти не хватает на оплату услуг коммунальщиков 700 млрд рублей (большая часть этой суммы — задолженность федерального бюджета). Прибавим сюда и стоимость самой реформы ЖКХ, которая по самым примерным расчетам оценивается в 300 млрд рублей.

Итого — триллион рублей!

И что же нам предлагается: погашение задолженности государства предприятиям ЖКХ, прекращение попыток переложить бремя реформы на население? Да ничего подобного. И правительство, и некоторые политические партии начинают убеждать нас в том, что реформа ЖКХ — это не растущие до бесконечности наши расходы, а наша воплощенная свобода. Что, став собственниками жилья — хозяевами! — мы получим право выбирать для себя услуги получше. А конкурирующие друг с другом на рынке ЖКХ частные предприятия будут предоставлять их нам подешевле.
Правила следующие. Предлагается ввести конкурсный отбор частных подрядчиков по эксплуатации жилья. То есть платить деньги тому, кто возьмет на себя обязательства качественнее и дешевле содержать здания и коммуникации в порядке. Это, по расчетам специалистов, должно привести к снижению издержек до 30%! Столько же должны сэкономить (опять же по расчетам) и созданные в ходе первого этапа товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые обязаны сами вести хозяйство в своем доме: заключать договоры с ремонтными и эксплуатационными организациями по своему выбору.
Представляете себе картинку? Вы входите (обязаны войти) в ТСЖ, хотя, быть может, не со всеми соседями по подъезду сегодня здороваетесь. Руководство товарищества сообщает собранию жильцов, что отремонтировать, скажем, трубы в подвале вашего дома можно с помощью частного предприятия г–на Пупкина (стоимость работ 120 руб. с жильца) или частного предприятия г–на Имбрамбекова (200 руб. с носа). Так как жители вашего дома от большого достатка не страдают, большинство — за Пупкина. Допустим, через неделю после ремонта вода вновь заливает подвалы и первые этажи. Естественно, обманутые жильцы пишут письма в мэрию, обладминистрацию, представителю президента. Только им отвечают, что муниципалитет и государство тут ни при чем, мол, сами заключали договор, сами и выбирайтесь из потопа. И в вашем доме начинается гражданская война между жильцами...
Это и есть свобода собственников, которую нам предлагают.

Торопиться не надо

Аргументов в пользу реформы ЖКХ, а по сути, списания долгов государства собственному народу, явно не хватает. И к делу подключили главное орудие всяческого реформирования — Чубайса. Организованный им холдинг возьмет под свой контроль реформирование ЖКХ десяти российских городов. Под программу уже собрали гигантские деньги. Возможно, не все они будут разворованы, и тогда в десяти городах реформа успешно завершится. Однако все это «потемкинские деревни». При советской власти аналогичным образом создавали колхозы–миллионеры для посещения иностранцев. Мрачным символом чубайсовских реформ в той же энергетике навсегда останется примерзший к полу своей квартиры Герой Советского Союза...
Новосибирск не вошел в десятку избранных Чубайсом городов. Как заявил 17 апреля Владимир Городецкий, не только энергетики, но и другие структуры предлагают свою помощь в реформировании ЖКХ Новосибирска. Но эта работа, по мнению мэра, должна вестись на паритетных началах, в результате реформирования город не должен лишиться муниципальной собственности (те же энергетики могут претендовать на ЦТП и внутриквартальные сети).

Недавно Госдума приняла откровенно антинародный закон о ЖКХ. Голосовали так:


Сегодня в мэрии действует план мероприятий по совершенствованию работы ЖКХ на 2002 — 2003 годы. В нем, по счастью, нет никаких радикальных моментов, которые могли бы привести к росту социальной напряженности. В рамках программы в пяти районах города произошла реорганизация системы управления ЖКХ. В каждом появились свои дирекции заказчика, которые должны определять исполнителей разного рода коммунальных работ. В круг подрядчиков входят не только ЖЭУ, но и частные фирмы. В ходе открытых конкурсов на исполнение работ дирекции заказчика определяют победителей, которые получают возможность обслуживать жилой фонд. К примеру, обслуживанием лифтов в Новосибирске теперь занимается девять различных структур. Поиск подрядчика на проведение капитального ремонта в ряде домов также осуществляется все чаще в ходе открытого конкурса.
Выбранный путь позволяет избегать ошибок вроде описанной выше истории с Пупкиным. В дирекциях заказчика все–таки сидят компетентные специалисты. Более того, в мэрии не скрывают, что сразу отказывают частным фирмам в подряде, если у них нет опыта данного вида работ. То есть в плане общественной безопасности пока все в порядке.
Однако беспокоит, что ЖЭУ скоро перестанут быть муниципальными. В проекте плана мероприятий муниципалитета написано, что до 2004 года пройдет акционирование муниципальных предприятий–подрядчиков по эксплуатации жилого фонда. Некоторые специалисты выступают против приватизации предприятий жилищно–коммунального сектора до появления на этом рынке реальной конкуренции, поскольку в противном случае прогнозируется резкий рост тарифов на услуги локальных монополий. Мэрия может еще немало сделать полезного, чтобы помочь новосибирцам пережить очередную реформу. К примеру, после образования товариществ собственников жилья (а этого, похоже, не избежать) встанет вопрос об оснащении домов счетчиками воды, газа, тепла и пр. Муниципалитет в рамках своих программ мог бы инициировать разработку типовых проектов установки измерительных приборов...

Валентин ВАСИЛЬЕВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.