Страсти по Данае

До конца июля в Новосибирской картинной галерее работает «Выставка одной картины». Это копия знаменитой «Данаи» Рембрандта 1636 года из Омского музея имени Врубеля.

Бешеные страсти кипели вокруг якобы рембрандтовской «Эгины» в телесериале «Бандитский Петербург». Сенсацию вызвало открытие, что в Эрмитаже хранится не подлинник, а копия. А вор в законе Юрка–Барон мог отличить их по запаху. Со всеми вытекающими... После премьеры телезрители, путающие действительность с художественным вымыслом, принялись терроризировать звонками директора музея Михаила Пиотровского. Куратор «Выставки одной картины» Александр Клушин посмеялся над авторами–дилетантами, плодящими байки о никогда не существовавшей «Эгине». У шедевров Рембрандта — своя подлинная история, и сегодня галерея окутана ее дымкой.
Специально к приезду гостьи в НКГ оборудовали отдельный зал. Перед открытием выставки рабочие ставят свет, и вдруг начинает казаться, что «Данае» уютнее находиться в полумраке. Яркое освещение нарушает неприкосновенность тайны, проникая в святая святых, в укромные уголки башни, куда жестокосердный царь Акрисий заточил свою дочь. Но уже тысячи глаз разглядели картину во всех подробностях, пытаясь ощутить, передает ли копия дух далекой эпохи.
В омский музей копия «Данаи» была передана в 1927 году из Государственного музейного фонда и 30 лет хранилась в запасниках. Если бы не трагедия в Эрмитаже в 1985 году, то так и осталась бы в безвестности эта копия. Психически ненормальный посетитель совершил покушение на шедевр Рембрандта. Александр Клушин как раз в то время был в Ленинграде и в числе последних видел «Данаю» в целости и сохранности. А через несколько дней слушал рассказ смотрительницы музея о том, как душевнобольной долго бродил по залам без видимой цели, расспрашивал сотрудников о самом ценном экспонате. Так он оказался подле «Данаи». Внезапно маньяк выхватил баллончик с кислотой и прыснул на картину, а затем два раза пырнул ее ножом.
Треть картины полностью пострадала. Кислота проела лак и дошла до грунтовой основы. Коллектив реставраторов трудился над восстановлением шедевра 12 лет. Для этого они запросили копию из омского музея, выполненную в 1870–х годах неизвестными мастерами в натуральную величину: масло, холст 1,05х2,30. По ней они сверяли каждый свой штрих. В 1997 году реанимированная картина вернулась в строй. А копия после столь заметной роли в истории живописи начала путешествие по выставочным залам страны. Выставка одной картины состоялась в Оренбурге, Челябинске, Ишиме, Тюмени, Кургане. Благодаря чему полотно, одетое в «обноски» (т. е. в обрамлении простых реек), заработало себе непревзойденный авторитет среди почитателей прекрасного, а также средства на раму с лепниной. В новом обличье оно и предстало перед новосибирцами.
— Копиисты XIX века не могли в точности перенять технологию Рембрандта, — считает Александр Клушин. — Их «Даная» решена в несколько иных — холодноватых розовых тонах. Но почти все детали — скатерть, туфельки, покрывало, одежда старухи, выглядывающей из–за занавеса, — сделаны в манере письма Рембрандта.
Впрочем, обычному посетителю эти нюансы не заметны. А исторические документы, окружающие копию, помогают ему воссоздать последовательность событий, связанных с шедевром. Окутанная золотистым сиянием, Даная смотрит с фотографии, сделанной до трагедии. Рядом — фото фрагмента после восстановления лака, дальше — фрагмент пробного тонирования и фрагмент после восстановления. И еще — оригиналы и копии гравюр Рембрандта.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.