Город, рожденный дорогой

Завтра в Новосибирске начнутся официальные торжества по случаю 110–й годовщины основания города. Три дня новосибирцы будут праздновать юбилей любимого города.

В становлении и развитии Новосибирска большую роль сыграли многие выдающиеся деятели, предприятия и организации. Однако вряд ли кто поспорит с утверждением, что своим рождением, бурным и ярким развитием Новосибирск обязан прежде всего Западно–Сибирской железной дороге. Именно строительство Транссибирской магистрали послужило началом становления города на Оби. Можно с уверенностью сказать, что судьбы Новосибирска и железной дороги тесно переплетены. Это единство общего исторического пути прослеживается и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Железная дорога подарила Новосибирску много громких имен, исторических, архитектурных и инженерных памятников. Железнодорожный вокзал до сих пор остается самым узнаваемым зданием и архитектурным памятником Новосибирска. Он один из крупнейших в стране и первый по величине в Сибири.
Строительство вокзала — сама по себе история. Здание было запроектировано в стиле конструктивизма и реконструировано в неоклассической стилистике в процессе самого строительства. В итоге получилось неординарное монументальное здание — образец архитектуры 1930–х годов.
На Димитровском проспекте у гостиницы «Сибирь» стоит памятник трудовой славы, символизирующий подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны — паровоз Николая Лунина. Это подлинный паровоз, на котором работал машинист–стахановец Николай Лунин — инициатор ремонта паровоза силами бригады и скоростного вождения тяжеловесных составов в годы Великой Отечественной войны.
Сам по себе паровоз интересен как памятник инженерной мысли — паровоз юбилейной серии «ФД–21» — 3000, выпускавшийся в довоенные годы Ворошиловградским заводом. Он был вручен за трудовые достижения бригаде машиниста Лунина по личному приказу наркома путей сообщения Лазаря Кагановича. На этом паровозе бригаде Лунина трижды удалось совершить стотысячные пробеги за время от одного до другого ремонта. На этом же паровозе Лунин доставил в освобожденный от врага Сталинград каменный уголь, купленный на личные деньги.
Недавно на станции «Сеятель» по инициативе управления ЗСЖД под открытым небом был создан музей железнодорожной техники, где представлена длительная и увлекательная история развития отечественного железнодорожного транспорта.
Но главным историческим памятником Новосибирска, безусловно, остается железнодорожный мост через Обь, со строительством которого связана история зарождения Новониколаевска–Новосибирска.
Торжественная закладка моста по проекту выдающегося инженера–мостостроителя профессора Николая Белелюбского состоялась 20 июля 1894 года. Строительство велось четыре года, и 31 марта 1897 года он был открыт для движения. Стальные конструкции массивных ферм общим весом 270 тысяч пудов изготавливались на Урале на Воткинском заводе. Мост имел девять пролетов на каменных опорах из местного гранита, уложенных на гранитное ложе. Система конструкций моста, предложенная Белелюбским, стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система». Железнодорожный мост через Обь наряду с другими мостами Транссибирской магистрали стал крупнейшим и современнейшим сооружением в России в конце XIX века. Мост отличался оригинальностью. Он был одним из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно–балочного типа. После вековой эксплуатации мост был демонтирован, а один из его пролетов установлен на набережной Оби как память потомкам. Этот пролет послужит основой для создания в недалеком будущем историко–мемориального комплекса «Железнодорожный мост», в котором будет увековечена история зарождения Новосибирска.
Железная дорога дала Новосибирску и много исторических названий: площадь Гарина–Михайловского, площадь Трубникова, улица Железнодорожная и т. д. Один из десяти районов города получил название Железнодорожный. Даже на гербе Новосибирска в качестве одного из главных символов изображен железнодорожный мост, соединивший два берега великой сибирской реки. И это неслучайно. Строительство железнодорожного моста через Обь притягивало людей как магнитом — поселок строителей–первопроходцев рос невиданными прежде темпами.
Следующий пик бурного роста сибирской столицы приходится на 30–е годы минувшего века — период индустриализации. Именно тогда в Новосибирске началось строительство промышленных гигантов — завода «Сибкомбайн» («Сибсельмаш»), завода им. Чкалова. Их возведение оказалось бы невозможным без участия железной дороги. Дорога обеспечила доставку строительных материалов, оборудования, рабочих рук.
Грозные военные годы послужили толчком к дальнейшему индустриальному развитию Новосибирска. Только в первые месяцы войны в Новосибирск было эвакуировано более 50 предприятий. Станция Новосибирск–
Главный стала важнейшим стратегическим узлом, через который непрерывно проходили эшелоны на запад. За годы войны в восточные районы страны было перебазировано около 2600 промышленных предприятий. Существенный вклад внесли жители города в дело победы. Во время войны новосибирцы отправили на фронт 125 млн снарядов, 16 тыс. самолетов. Предприятия легкой промышленности дали армии около 4 млн комплектов летнего и зимнего обмундирования. Труженики села сдали государству 97 млн пудов хлеба, 10 млн пудов мяса, рыбы и других сельхозпродуктов. Около 180 тыс. человек — жителей Новосибирска и области — отдали свою жизнь за независимость, честь и достоинство нашей Родины. Вечная им память!
Стойкость и героизм проявили железнодорожники. Переброска войск, военной техники, продовольствия, трудовых резервов полностью легла на их плечи. Сама жизнь выдвинула лозунг: «Пост железнодорожника — военный пост!» Между Новосибирском и фронтом постоянно курсировало восемьдесят санитарных поездов. Ратные и трудовые деяния наших земляков вошли золотой строкой в историю Великой Отечественной войны.
Следующей важной страницей истории стало превращение Новосибирска в крупный научный, образовательный и культурный центр. А сейчас, несмотря на последнее кризисное десятилетие, Новосибирск обретает свой первоначальный облик. Сохраняя промышленный и научный потенциал, он все более приобретает статус делового, торгового и транспортного центра Сибири. Не случайно с формированием округов именно Новосибирск получил статус столицы Сибирского федерального округа. Среди городов–миллионеров Новосибирск — самый быстрорастущий в мире: он достиг миллиона жителей менее чем за 70 лет. Чикаго для этого понадобилось на 20 лет больше. Стоит ли объяснять, что значительные успехи Новосибирска неразрывно связаны с деятельностью железной дороги?
Железная дорога сегодня помогает решать как экономические, так и социальные проблемы. Многие горожане и жители области, потерявшие работу при закрытии предприятий, сумели найти себе место в бизнесе, туризме, транспорте, торговле. Эти сферы рыночной экономики у нас успешно развиваются опять же благодаря традиционным преимуществам Новосибирска: выгодному географическому положению и деятельности «железки», которая обеспечивает львиную долю перевозок пассажиров и грузов.
Сегодня, по прошествии 110 лет истории развития Новосибирска, можно с уверенностью сказать, что город и железная дорога жили и живут единой жизнью. Что ждет нас впереди? Будем надеяться на лучшее. У города с интересной и яркой судьбой впереди длинный путь. Ведь это город, рожденный дорогой.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.