Художники требуют перо, бумагу, чернила

Очередная экспозиция Новосибирской картинной галереи, посвященная 70–летию Союза художников и 110–летию Новосибирска, — первая межрегиональная выставка миниатюрной и малоформатной графики с далеко не концептуальным, но сугубо географическим названием «Сибирь — Дальний Восток».

Пока междоусобная война разлагает новосибирский Союз художников, художник Николай Жуков придумывает и организовывает выставку мини–графики, ничего подобного которой в Новосибирске не было. Он собрал более 400 работ уникальной и печатной графики от 150 художников Алтая, Хакасии, Бурятии, Тувы, Кузбасса. Открывается экспозиция работами сибирских классиков Николая Грицюка и Андрея Поздеева, которые считаются мастерами как в живописи, так и в графике.
Праздношатающемуся посетителю не удастся потешить глаз. Непритязательные почеркушки, возникшие будто случайно, от нечего делать, — не для широкой публики. Такие картинки не развешивают по стенам квартиры, в лучшем случае хранят в альбомах. Инструментарий и материал авторов ограничен: сухая игла, перо, карандаш, ручка, тушь, темпера, белила. Произведение выполнено чаще всего на бумаге или картоне, иногда — на стекле или металле. При этом — скупость цветов и миниатюрность формата. Большинство работ размером не больше открытки. Есть и поменьше — хоть в лупу разглядывай, хоть на стремянку карабкайся, чтобы различить мелкие буковки на компьютерных марках серии «Почта СССР» соавторов Марселоса, Мизина и Скотникова. Суперсерьезные фото (автопортрет) Славы и Кости даны под девизами «Слава Октябрю» и «Мы наш, мы новый мир построим» и пародируют помпезно–сосредоточенную стилистику советских почтовых марок.
Но компьютерные технологии здесь не преобладают. Кажется, вернулось доброе время штучной работы, снова стало востребуемым ремесло рисовальщика. Разглядывая «небрежные» «Портреты художников» В. Семеновой, абстрактные акварели В. Бухарова, непрочитываемые иероглифы Н. Мясникова, карандашные рисунки П. Якубовского, забавных зверушек Н. Жукова, забываешь о сканерах и принтерах. Даже если это помеченные нынешним годом интеллектуальные изыски и сюрреалистические фантазии. Не содержится в этой выставке, в отличие от предыдущих, социальной и политической подоплеки. Рисунки и офорты стоят и над временем, и во времени, и вне времени. И, как давние воспоминания, сливаются в бесконечный графический ряд, дойдя до конца которого, забываешь, что было вначале. Требуется какой–то особый вид восприятия, чтобы вынести из галереи внятное впечатление. Это — занятие для эстетов.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.