Александр Журбин подарил нам свою «Мышеловку»

На минувшей неделе Новосибирск посетил замечательный композитор Александр Журбин. Он автор первой российской рок–оперы «Орфей и Эвридика» (в 2004 году ее собираются занести в Книгу рекордов Гиннесса как самую «долгоиграющую» рок–оперу — она продолжает идти на территории нашей страны вот уже 28 лет), автор музыки к фильмам «Эскадрон гусар летучих», «Колье Шарлотты» и другим, спектаклям (12 мюзиклов, балеты «Западня» и «Женитьба»).

Повод для приезда композитора оказался самым что ни на есть важным: наш Театр музыкальной комедии поставил новый мюзикл Журбина «Мышеловка». Сам композитор нашел нужным подчеркнуть особую значимость этого события, он сказал: «Это — мировая премьера!» И в самом деле, «свеженаписанный» мюзикл никто и нигде еще не успел поставить. Журбин заметил: «Престижно поставить спектакль первыми, ведь это остается в «золотой» книге театра навсегда». Создавался детективный мюзикл в двух странах одновременно: Журбин сочинял музыку, сидя в своей нью–
йоркской квартире, а либретто и стихи в это время писали в Москве. Над либретто по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка» трудилась Татьяна Иванова (руководитель московского театра «Арбат–опера»), а над стихами — поэтесса, скрывшая свое имя под псевдонимом Лилит. Творцы непрерывно обменивались плодами своих трудов по «электронке», и таким образом всемирная паутина внесла свою лепту в создание мюзикла.
На вопрос нашего корреспондента о том, где же Александр Борисович все–таки живет на сегодняшний день — в США или в России, Журбин ответил обстоятельно. Он объяснил, что жизнь иногда преподносит такие сюрпризы, которых не ждешь, и предлагает такие повороты судьбы, о которых и не думаешь. Так, отправившись на постоянное местожительство в США, композитор был уверен, что поселился там навсегда. Однако все изменилось коренным образом после того рокового дня 11 сентября 2001 года, когда террористы «пронзили» самолетами небоскребы на Манхэттене. «Ведь я все это видел! — восклицает Журбин. — Мой офис располагался в пятидесяти метрах от того места. Обломки одного из этих самолетов нашли на крыше моего офиса!» Словом, жизнь внесла свои коррективы, и Журбин, восприняв это событие как знак судьбы, возвратился в Россию. Он с радостью говорит о том, что сейчас много рассуждают о «возрождении» Журбина и даже о его «болдинской осени». И в самом деле, он просто фонтанирует новыми идеями и сочиняет музыку в большом количестве. К 300–летию Санкт–Петербурга Журбин написал оперу «Владимирская площадь» (по роману Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные»), и премьера ее уже состоялась в Театре им. Ленсовета в Питере, где все арии под симфонический оркестр исполнили не оперные, а драматические актеры. Журбин добрым словом отметил и Михаила Пореченкова, и Константина Хабенского (а они хотя и перешли уже во МХАТ, но с этими ролями не расстаются). В Магадане поставлен мюзикл Журбина «Прощальный концерт» (памяти Вадима Козина). В Новосибирске состоялась премьера мюзикла «Мышеловка», а в Москве готовятся к премьере оперетты «Чайка» в театре «Школа современной пьесы».
На мой вопрос, чем же отличается его мюзикл от его же оперетты, Журбин ответил так: «Оперетта — это то, где весело и все хорошо кончается. Это всегда комедия. А вот мюзикл — это все что угодно». «Но мюзикл–детектив — это совершенно новый жанр», — добавил композитор, имея в виду свою «Мышеловку». А потом, видя легкое недоумение по поводу того, почему чеховская «Чайка», в которой, как известно, Треплев в финале застрелился, все–таки оперетта, Журбин лукаво добавил: «А у нас он стреляется все время. И поэтому ему уже никто не верит. Так что застрелился он или нет на самом деле, никто не знает». Журбин рассказал и о том, что вскоре на ТВ появятся два новых сериала с его музыкой — «Тяжелый песок» (по одноименному роману Анатолия Рыбакова) и «Московская сага» (по роману Василия Аксенова). Кроме этого уже снимается фильм «Беллетрист» и готовится снимать фильм «Губы» Марк Рудинштейн, который сам же и сыграл одну из ролей в одноименном мюзикле Журбина, поставленном в Театре Луны Сергеем Прохановым. В свой фильм Рудинштейн надеется заманить и Пугачеву, и Киркорова. Но сам композитор посмеивается и не очень в это верит.
Подводя итог сказанному, Журбин заявил: «Жить надо там, где у тебя есть работа», подкорректировав поговорку «Где родился — там и пригодился», потому что родился–то он в Ташкенте, а жить и работать отныне снова хочет в России. Хотя и добавил, что, конечно, есть у него квартира в Нью–Йорке и его семья живет там, а сын — Лев Журбин (или Лео, как его зовут в Америке) — тоже стал композитором и осел в США, пишет музыку к американским фильмам и уезжать оттуда не желает. Зато папа Журбин собирается и дальше жить на родине.
Премьерой «Мышеловки» в новосибирском Театре музыкальной комедии знаменитый композитор остался очень доволен. Это не первая его встреча с нашим театром, ставившим и другие его сочинения (например, «Биндюжник и король»). Наверное, поэтому композитор и доверил новосибирскому коллективу свое детище. Александр Журбин заявил: «Вы увидите свой театр в новом качестве, с новым уровнем музыкального мышления. Это принципиально новая работа. Я уверен, что идти этот мюзикл будет долго и в других городах тоже о нем услышат. Получился удивительный спектакль!» Премьера и вправду удалась на славу. На все три премьерных спектакля билеты были мигом раскуплены. Такой «тройственный союз» — Александр Журбин, Леонид Квинихидзе и Агата Кристи — дорогого стоит. Даже на одно из этих имен театру можно было делать беспроигрышную ставку, а уж когда они все вместе собрались — тем более! Нельзя не отметить и балетмейстера–постановщика заслуженного деятеля искусств Екатерину Ельфимову (жену режиссера–постановщика Леонида Квинихидзе), которой удалось создать столь точную характеристику каждого персонажа при помощи пластического рисунка роли, что по нему все понятно и без слов. А какие изумительные Мышки в спектакле! Это просто находка. Благодаря этим чудным Мышкам можно уловить все нюансы действия, они создают атмосферу происходящего. И при этом как изумительно танцуют!
Режиссура тоже превосходна. Да и могло ли быть иначе, раз за дело взялся мастер, снявший такие фильмы, как «Соломенная шляпка», «Мэри Поппинс, до свиданья!», «Небесные ласточки». Заметим, что заслуженный деятель искусств Леонид Квинихидзе не только кино умеет снимать, но и спектакли давно ставит на театральной сцене. Правда, будь у нас бесталанные актеры, ничего бы Квинихидзе сделать не удалось. К счастью, актерский ансамбль в новосибирском Театре музыкальной комедии замечательный — оба состава равно порадовали зрителей и игрой, и танцем, и, конечно, вокалом. Особенно хочется отметить игру народного артиста России Александра Выскрибенцева. Любое впечатление грешит неточностью, а мнение — субъективностью, но разве можно не восхититься тем, что делает на сцене Александр Выскрибенцев, играющий роль сержанта Троттера. Он буквально завораживает своей филигранной игрой и глубиной проникновения в образ. Ей–богу, Агата Кристи и не мечтала, что ее главный герой может быть таким многогранным: и грациозно–лукавым, и вкрадчиво–осторожным, и предусмотрительно–расчетливым, и хладнокровно–жестоким, и простодушно–беззащитным, то есть и следователем, и убийцей, и ребенком в одном лице. Выскрибенцев не только играет потрясающе, то есть воплощает на сцене образ своего персонажа, но и поет превосходно, и танцует бесподобно, одним словом, он — настоящая звезда. Александр Журбин может гордиться тем, что его музыкальное сочинение попало в такие надежные руки и обрело сценическую жизнь на сцене нашего Театра музыкальной комедии. Мюзикл получился «классный» и, что немаловажно, эксклюзивный. Хуже ли он тех бродвейских «клонов», которые заполонили столичные сцены? Уж это вряд ли! Потому что авторское и оригинальное всегда лучше «кальки» и подделки.

Людмила СМИРНОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.